logo search
Selevko_G_K_Sovremennye_obrazovatelnye_tekhnol

Особенности методики

Школа-парк основана на разновозрастных объединениях детей - открытых студиях.

Открытая студия отличается от класса тем, что это не группа учеников, при­шедших на урок, и это не группа учеников, формально принадлежащих к одно­му уровню подготовки. В отличие от номинальной структуры класса, где иерар­хия способностей как бы несущественна для главного ритуала урока и где каж­дый предстает голым одиночкой перед учителем-драйвером, в открытой студии действует иерархичная структура старших и младших во главе с учителем-лидером. Со временем в такой студии складывается и материальная структура, типичная для мастерской, где каждый мастер и подмастерье знает свое место. Правда, на особой периферии такой студии-мастерской еще предусмотрено мес­то для случайных посетителей и постоянных клиентов, как в любой мастерской сферы услуг.

По форме управления и организации учебного процесса студия резко отличаеется от урока, где учитель выполняет административную функцию драйвера-погонялы. В открытой студии-мастерской учитель - старший мастер, здесь он действует как лидер-эксперт, к которому обращаются в случае надобности. Реальное обучение идет в системе возрастных вертикалей, между которыми часто возникает негласное, но вполне доброе соревнование. Никаких особых возрастных пределов (кроме чисто физических, связанных с техникой безопасности, младенческой и старческой немощью и т.п.) здесь не устанавливается. Учебная работа идет в деловом общении старших учеников (как рядовых мастеров в своих более узких проблемах) с младшими, которые выполняют функции подмастерьев, или тех же младших - с постоянными клиентами и посетителями, где они выполняют функции старших - гидов типа чичероне.

Основной метод обучения - диалог, речевое общение партнеров.

Речевая практика допускает любое число партнеров, каждый из которых делает свой ход (реплику, которая может быть и вполне нулевой) по своим личным, но динамично согласуемым с партнером правилам. И когда учителю удается вести урок в таком режиме открытой речевой игры (вместо замкнутых циклов типа «опрос - объяснение - закрепление - опрос» учебного материала), ученик получает возможность развивать свое, сугубо личное знание в объектной сфере данного учебного предмета. Игры можно проводить на материале практически любого учебника для школы и вуза без слишком драматичного нарушения норм классно урочного ритуала. Например, самая интересная выглядит как обычный просмотр учебника, страница за страницей, с речевым, моторным, жестовым и всяким другим (включая гримасный) комментарием учителя и учеников по поводу его содержания.

Именно открытый диапазон таких значимых (для всей группы!) замечаний снимает с учителя функцию казенного оценщика ответов и переводит занятие в режим свободного, частного, сугубо личного дела каждого из участников.

Оценивание результатов. В парк-школе и в каждой открытой студии существует иная задача: обеспечить каждому ощущение нормального роста на самом действенном (в обучении) уровне - уровне самооценки. Оценки вводятся официально в трех последних, выпускных классах. Этого вполне достаточно, чтобь выдать каждому вполне реальный аттестат зрелости.

Мощная парк-школа, состоящая из множества открытых рабочих студий, представляет эффективную модель воспитания.

Литература

1. Балабан М. Бесплатная реформа //Педагогический калейдоскоп. — 1994. - М» 13—14.

2. Балабан М. Право на неграмотность //Педагогический калейдоскоп. — 1995. - № 6.

3. Балабан М. Выпустим школу на волю //Первое сентября. - 1997. -№30,33.

4. Бабами М. Новая жизнь без революции //Первое сентября. - 1996. - № 67.

5. Балабан М. Что такое школа-парк //Первое сентября. — 1993. - № 7.

6. Балабан М. Свободные парк-школы: учебные материалы для аналитических семинаров пс педагогике массового образования. — М.: НИВЦ МГУ, 1992.

7. Соловейчик С. Мечта и действительность //Первое сентября. — 1996. -№ 100.