logo search
Selevko_G_K_Sovremennye_obrazovatelnye_tekhnol

Концептуальные положения

Концепция Школы самоопределения основывается на антропософском предпо­ложении о том, что с появлением на свет индивид осуществляет свою предзаданность, которая реализуется в онтогенезе в определенных культуросообразных формах мышления и деятельности (философии, религии, науке, искусстве, эконо­мике, производстве и т.п.). Процесс становления личности можно представить как развертывание этой предзаданности, а процесс образования как процесс поиска, узнавания, формирования образа «Я». Эти процессы опираются на следующие принципы.

1. Личностный смысл учебы (личностно ориентированное образование). Каж­дый учитель раскрывает собственный смысл курса или предмета, свое понимание его содержания, свое представление о деятельности, в которой это содержание становится моментом образования личности. Овладевая материалом учебного пред­мета, каждый ученик находит в нем свой личностный смысл, и в этом состоит его деятельность и ее осмысление, формируются некоторые универсальные способы мыследеятельности (понимание, нахождение детьми личнос­тных смыслов, рефлексия и т.п.), а не просто усваиваются некото­рые понятия и алгоритмы.

2. Межпредметные погружения: учителя, работающие в одном классе, в тече­ние нескольких дней работают над одними понятиями или универсальными уме­ниями.

3. Рефлексия; учебные понятия являются предметом обсуждения детей, темами своеобразного подросткового философствования. Это позволяет учителям осмыслен­но проектировать и осуществлять образовательный процесс вместе с детьми.

4. Творческий экзамен как открытое соревнование: накопление опыта самооп­ределения, где создается своеобразное поле для сопоставления своих представле­ний с представлениями других людей.

5. Культурное взаимодействие ребят разных возрастов и самоуправление.

6. Особое образовательное пространство: пространство, наполненное людь­ми, различными материальными объектами для пробы сил, вещами и символами, имеющими культурный смысл.

7. Педагогическая деятельность как искусство и исследование: подобно ре­бенку, выходящему в личностное развитие после того, как он научается задавать вопросы самому себе и про себя, учитель должен критически оценивать свой пред­мет, свой профессиональный опыт.