logo search
Selevko_G_K_Sovremennye_obrazovatelnye_tekhnol

Особенности методики

Учебно-воспитательный процесс организуется в виде «погружений», когда в течение нескольких дней изучается только один предмет, причем тема, виды ра­бот, критерии оценки продвижения и форма зачета вырабатываются детьми вмес­те с учителем.

Другой формой учебного процесса является мастерская или студия, кото­рой руководит учитель или приглашенный специалист. В них преимущественно осуществляется передача способов научной, трудовой, художественно-творческой и другой деятельности от мастера к ученику (см. п. 9.6.).

Балльной системы оценивания не существует, в конце учебного периода составляется качественно-содержательная характеристика, в которой отмечаются продвижения ребенка в освоении и выращивании способов работы, даются рекомендации, как повысить эффективность, при этом успехи связываются не в сравнении с нормами оценок и не с успехами товарищей, а в сравнении с самим собой, совершается также переход от оценки к самооценке.

Учебный год завершается творческими экзаменами, на которых проводит­ся защита самостоятельной работы, готовящейся в течение года. Такая защита, проводящаяся открыто в присутствии приглашенных самим учеником родителей и товарищей, является демонстрацией и показателем индивидуального продвиже­ния.

Большое внимание в Школе самоопределения уделяется организации уклада школьной жизни, понимаемого как действующая модель демократического обще­ства. Учителями, учениками и родителями разработаны, приняты и постоянно изменяются и дополняются конституция школы и школьные законы, действуют избираемые демократическим путем совет школы и суд чести.

Литература

1. Имею право (сборник школьных законов, придуманных и написанных учениками и учителями Школы самоопределения). - М., 1993.

2. Сидоркин А.М. Пособие для начинающих Робеспьеров. - М., 1990.

3. Школа самоопределения: первый шаг. Часта 1, II / Под ред. А.Н.Тубельского. - М.: Новая школа, 1991.

4. Школа самоопределения: шаг второй / Под ред. А.Н.Тубельского. - М.: Политекст, 1994