logo search
Selevko_G_K_Sovremennye_obrazovatelnye_tekhnol

Особенности содержания

Идея воспитывающей (культурно-развивающей, педагогической) среды. Силы развития заложены в ребенке, но они могуд не реализоваться, если не будет под­готовленной среды. При создании ее учитывается прежде всего сензитивность - наивысшая восприимчивость к тем или иным внешним явлениям.

Монтессори — материал есть часть педагогической подготовительной среды, которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности, и отвечает стремлению ребенка к движению.

Монтессори - материалы представляют, по Выготскому, - психологические орудия, инструменты опосредованного восприятия мира. Взяв с полки предмет, ребенок концентрируется на определенной цели, медитирует, смотрит внутрь себя; «анипулируя им, незаметно приобретает умения.

Дo 5лeт peбeнoк - строитель самого себя из чего бы то ни было. Он «утончает», по Монтессори, все свои способности - зрение, слух, дикцию, ловкость… Воспитывающая среда для этого периода представляет материал для практических умений, развития моторики и сенсорики, рук, глаз, речи. Часть его – из повседневных домашних предметов, различных по величине, форме, цвету, запаху, весу, температуре, вкусу…

После 5 лет происходит развитие сознания, ребенок превращается в исследова­теля, начинает все пробовать, разбирать, обо всем спрашивать. Тут можно ознакомить ребенка с огромным количеством предметов и явлений окружающего мира (дидактические материалы яркие, наглядные). Здесь и математические материалы: числовые штанги с табличками чисел, цифры из бумаги с шершавой поверхностью, кружки, геометрические фигуры, числовой материал из бусин и т.п.

Переход к исследованию текста (как саморазвитие) происходит у ребенка к 8 годам. К этому времени педагогическая среда включает буквы алфавита, буквы из шершавой бумаги, средства письма, тексты, библиотечку.

Речь взрослого как конструктивный материал педагогической среды содержит рассказы, беседы, разговоры, игры. Проявление самовыражения, развития речи взрослые поддерживают, выслушивая ребенка, отвечая на вопросы:

В школьном периоде педагогической средой является вся система: от материальной базы до психологического уклада жизни коллектива. Применяется лите­ратурное и художественное творчество, музицирование. Место Монтессори - материалов заменяют мастерские, сцена, мольберт, швейная машинка, ванночки с глиной и пластилином.

Возрастная перипдизация, разработанная М.Моктессори:

0-3 года: предметио-чувственная ориеитировка;

3-6 лет: сензитивность к речи, освоение языка, наглядно - образное мышление;

6-9 лет: освоение абстрактных действий;

9-12 лет: завершение первого, начального концентра школам;

12-18 лет: гимназическая и старшая ступень.