logo search
Selevko_G_K_Sovremennye_obrazovatelnye_tekhnol

Особенности методики

Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют усло­вия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений лич­ности.

Авторитаризм процесса обучения проявляется в:

•регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур («школа насилует личность» );

• централизации контроля;

• ориентации на среднего ученика («школа убивает таланты»).

Позиция ученика: ученик - подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «Должен», ученик - еще не полноценная личность, бездуховный «вин­тик».

Позиция учителя: учитель - командир, единственное инициативное лицо, судья («всегда прав»); старший (родитель) учит; «с предметом к детям», стиль «разящие стрелы». Методы усвоения знаний основываются на:

• сообщении готовых знаний;

• обучении по образцу;

• индуктивной логике от частного к общему;

• механической памяти;

• вербальном изложении;

• репродуктивном воспроизведении.

Процесс обучения как деятельность в ТО характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника. В составе учебной деятельности ребенка:

• самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель;

• планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию;

• итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производятся не им, а жителем, другим взрослым.

В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями (отчуждение ребенка от учебы, воспитание лени, обмана, конформизма - «школа уродует личность»).

Оценивание деятельности учащихся. Традиционной педагогикой раз­работаны критерии количественной пятибалльной оценки знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам, требования к оценке: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность контроля и оценивания, всесторонность, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность.

Однако в школьной практике ТО обнаруживаются отрицательные стороны традиционной системы оценок.

Количественная оценка - отметка - часто становится средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического и социального давления на ученика.

Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с личностью в целом, сортирует учащихся на «хороших» и «плохих».

Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербности, унижения, либо приводят к индифферентности, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей личности (Я-концепция).

Особо существует проблема двойки. Она является непереводной оценкой, основанием второгодничества и отсева, т.е. решает во многом судьбу личности, и в целом представляет большую социальную проблему. Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, рождает психологический конфликт ученика с самим собой, с учителем, предметом, школой.

Традиционная форма обучения - классно-урочная. Ее отличают:

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Систематический характер обучения

Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала

Организационная четкость

Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении

• Шаблонное построение, однообразие

• Нерациональное распределение времени урока

• На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания

• Учащиеся изолируются от общения друг с другом

Отcутcтвиe caмocтoятeльнocти

Пассивность или видимость активности учащихся

•Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день)

• Слабая обратная связь • Усредненный подход

Отсутствие индивидуального обучения

К традиционный технологиям относят и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносит к классу лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов.

Литература

1.Горячев Б.В. Управление лекционно-семинарской и зачетной системой в школе. –М., 1994.

2. Дреер А. Преподавание в средней школе США. – М., 1983.

3. Ильина Т.А. Педагогика. -М., 1984.

4. Константинов Н.А. и др. История педагогики. - М: Просвещение, 1982.

5. Концепция общего среднего образования. -М., 1988.

6. Лихачев Б.Т. Педагогика. -:M.:Пpoметей, 1992.

7. Махмутов М.И. Современный урок. -М., 1985.

8. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1983.

9. Педагогика / Под ред. С.П. Баранова, Т.В. Воликовой, В.А. Сластенина - М., 1976.

10. Педагогика / Под ред. Б.П. Есипова. - М., 1967.

11. Педагогика/Под ред. П.И Пидкасистого. - М.: Роспедагентство, 1996.

12. Педагогика / Под ред. Г.И.Щукиной, Е.Я.Голанта, К.Д.Радиной. - М., 1966.

13. Педагогика школы/ Под ред. И.Т.Огородникова. -М., 1978.

14. Педагогика школы /Под ред. Г.И. Щукияой. - М., 1977.

15. Педагогическая энцеклопедия- М., 1965.

16. Педагогический словарь: В 2-х т. -М., 1960.

17. Сидоркин А.М.' Парад предрассудков.— М.: Знание, 1992.

18. Теоретические основы содержания общего среднего образования //Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера.-М., 1983.

19. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.