logo search
Selevko_G_K_Sovremennye_obrazovatelnye_tekhnol

Развитие личности и его закономерности

Личность - динамическое понятие: она претерпевает в течение жизни измене-ния ,которые называют развитием (прогрессивным или регрессивным).

Развитие (прогрессивное) — это процесс физического и психическоя индивида во врмени, предпологающий совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Термин «формирование личности» употребляется как:

1) синоним «развития», т.е. процесс внутреннего изменения личности;

2) Синоним «воспитания», «социализации», т.е создание и реализация внешних условий для развития личности.

свойства и закокомерности процесса развития. Развитие личности происхо­дят согласно всеобщим диалектическим законам. Специфическими свойствами (за-кономерностями) этого процесса являются следующие.

Имманентность: способность к развитию заложена в человеке природой, она есть неотъьемлемое свойство личности.

Виогенность: психическое развитие личности во многом определяется биологическим механизмом наследственности.

Социогенность: социальная среда, в которой происходит развитие человека, оказывает огромное влияние на формирование личности.

Психогенностъ: человек - саморегулирующаяся и самоуправляющаяся си­-тема, процесс развития подвержен саморегуляции и самоуправлению.

Индивидуальность: личность представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантом развития.

Стадийность: развитие личности подчиняется всеобщему закону цикличности, претерпевая стадии зарождения, роста, кульминации, увядания, упадка.

Неравномерность: (нелинейность): индивид уникалек, каждая личность развивается в своем темпе, испытывая случайно распределенные во времени ускорения (спонтанность) в противоречия роста (кризисность).

• Физический возраст определяет количественные (ограниченность) и качественные (сензитивность) возможности психического развитяя.

Обобщение 2. Развивающее обучение учимывает и испольавеян законамерности развития, приспосабливается к уровню и осо­бенностям индивидума.