logo search
Selevko_G_K_Sovremennye_obrazovatelnye_tekhnol

Особенности содержания

Методическая технология (по В.М.Монахову) - это технология управле­ния методическим (технологическим) содержанием процесса обучения, система наиболее целесообразного проектирования и конструирования учебного процесса.

Выбор и дальнейшее проектирование педагогической технологии могут быть представлены следующими этапами.

Первый этап - разработка пакета «Теоретическое обоснование новой технологии обучения», включающего:

• диагностическое целеполагание; анализ будущей деятельности учащихся; цель обучения, характер задач, особенности данной возрастной группы учащихся;

• выбор адекватной целям и условиям конкретной педагогической технологии, концепции конкретной технологии, гипотезы ее осуществления;

• определение содержания обучения в границах данной образовательной обла­сти, выделение модулей, учебных элементов, логическая схема их изучения (учеб­ные планы и программы в модульном решении);

• вариант продукта учебного процесса в границах конкретной области развития.

Второй этап - разработка пакета «Технологические процедуры в грани­цах данного дидактического модуля». Исходя из того, что технология обу­чения - категория процессуальная, она включает в себя нормативно зафиксиро­ванные звенья, последовательность прохождения которых составляет логику тех­нологии процесса обучения.

Дидактический модуль (ДМ) - это типовое программирование и проектирова­ние этапов и элементов учебно-воспитательного процесса как совокупности временных отрезков, в структуру и функции которых закладываются:

• выбор оргформ, наиболее адекватных дидактическому процессу;

•актуализация знаний и умений, необходимых для учебной работы в данном ДМ, т.е. поисково-подготовительная работа и специфика ее организации;

• подготовка и фиксация готовности каждого ученика к освоению данного ДМ;

• подготовка и сбор материалов для формирования мотивационного компонен­та дидактического процесса и последующее его включение в содержание ДМ;

• четкое планирование и проектирование урока и системы уроков;

• познание нового через усвоение обучающих блоков учебной информации и самостоятельную учебно-познавательную деятельность;

• усвоение конкретного учебного материала, необходимого для достиженьг базисного уровня качества общеобразовательной подготовки (базисный уровень требует единого старта и единого финиша в рамках ДМ);

• проверка объема и степени нагрузки учащихся и гипотетический расчет необходимого учебного времени для данного ДМ;

• возможность существенного углубления и расширения учебного материала для отдельных учащихся (многоуровневая дифференциация учебного процесса);

• фиксация индивидуальных траекторий (треков) самостоятельного познания и освоения учебного материала каждым учащимся (объективность педагогической информации для управления учебным процессом).

Третий этап - разработка пакета «Методический инструментарий учи­теля для данного дидактического модуля». Методическому инструментарию учителя (его дидактическому и методическому насыщению, систематизации и обогащению, прикладной ориентации) отводится ведущая роль в проектировании и проведении учебно-воспитательного процесса.

Технология формирует у учителя представления об учебном процессе как логи­ческой структуре. Структура представляется цепочкой уроков, которые разу­ваются на группы по числу микроцелей. Каждая микроцель - это некая группа уроков, на которых, во-первых, должна быть достигнута микроцель, во-вторых, это программа развития мышления, памяти, речи, внимания, интереса и др.

Технологическая карта - своего рода паспорт проекта будущего учебно процесса в данном классе.

В технологической карте целостно и емко представлены главные параметра учебного процесса, обеспечивающие успех обучения: это целеполагание, диаг­ностика, дозирование домашних заданий, логическая структура про­екта, коррекция.

С овладения технологией конструирования технологической карты начинаете; новое педагогическое мышление учителя: четкость, структурность, ясность мет: дического языка, появление обоснованной нормы в методике.

Технология предполагает формирование у учителя методического видения ве­то учебного процесса на учебный год.

Основной объект проектирования в технологии - это учебная тема - дидактический модуль. Продолжительность темы в разных предметах: минимальное число уроков по теме - 6-8, максимальное - 22-24 урока. Именно в такой систем-уроков наиболее рельефно проявляются закономерности управляемого учебнс-процесса.

Учитель приглашается к проектированию целей обучения, он становится соавтором проекта учебного процесса. В одной теме может быть от двух до пяти микроцелей. Учитель формирует микроцели в форме: «знать...», «уметь...», «понимать...», «иметь представление о...», «уметь давать характеристику...». По кадой теме проект учебного процесса будет состоять из технологической карты и набора информационных карт урока.

Третий этап включает также разработку структуры и содержания системы учеб­ных заданий, нацеленных на эффективное решение образовательных задач и тре­бований федерального стандарта, проектирования системы уроков, скоординиро­ванной с домашней учебной работой.

Четвертый этап - создание пакета «Критерии и методы замера резуль­татов реализации технологического замысла в данном дидактичес­ком модуле». Фактически содержание этого пакета переводит традиционные программные требования к знаниям и умениям учащихся по тому или иному раз­делу школьного курса на язык планируемых технологических результатов.

Для этого необходимо создание тестов для объективного контроля за каче­ством усвоения учащимися знаний и образцов деятельности, соответствующих це­лям и критериям оценки степени усвоения.

В технологии диагностика - это установление факта достижения (недостиже­ния) конкретной микроцели. Диагностика всегда проводится в письменном виде (не более 10 минут). Проверочная работа состоит из четырех заданий. Два первых - это уровень стандарта. Успешное выполнение двух заданий свидетельствует о соответ­ствии знаний ученика государственным требованиям стандарта «удовлетворитель­но». Их обязаны делать все учащиеся. Третье задание - это уровень «хорошо», четвертое - «отлично». Учитель проектирует содержание диагностики, исходя из содержания микроцели: очень важно дифференцировать трудность и сложность за­даний по указанным трем уровням.

Учащиеся, не прошедшие диагностику, становятся участниками работы по коррекции.

Пятый этап - разработка пакета «Культура освоения новой технологии обучения». В состав этого технологического пакета обязательно входят блоки, описывающие три стадии освоения:

• инвентаризация всей проектно-педагогической документации;

• конструирование логической схемы дидактического модуля;

• описание методико-организационных условий достижения планируемых ре­зультатов обучения;

• апробация проекта на практике и проверка завершенности учебно-воспита­тельного процесса;

• итерационная коррекция выбранной технологии.

В качестве альтернативы достаточно жесткого алгоритма выбора и освоения педагогических технологий, описанного выше, отошлем читателя к рекомендаци­ям И.П.Волкова по построению гибкого и многовариантного процесса обучения.

Наконец, разработка педагогической технологии на основе диагностичной ме­тодики целеобразования с применением математических методов оценки эффек­тивности освещена в монографии В.П.Беспалько «Слагаемые педагогической тех­нологии» (М.: Педагогика, 1989).

В заключение следует подчеркнуть, что педагогический коллектив учебного заведения по своему культурно-образовательному уровню и психологическому настрою должен быть готов к принятию авторской педагогической технологии.

Только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена ее главным автором - Учителем.

Литература

1. Бабамкий Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика, 1997.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвешение, 1982

3. Бвспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии - М.: Педагогика, 1989.

4. Волков И.П. Цель одна - дорог много. Проектирование процессов обучения. - М.: Просвеще­ние, 1990.

5. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Педагогика 1981.

6. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. - М.: Знание, 1987.

7. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процес­са. - Волгоград: Перемена, 1995.

8. Седеет Г.К., Басов А.В. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспери­ментирование. - Ярославль, 1991.

9. Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника, В.С.Лазарева. - М.: Новая школа, 1995.

Предметный указатель

Алгоритм - 6.6., 9.4, Личностный подход - 4.1.

Американская система-6.4. Личность-1.1.

База данных - 6.4. Метод

База знаний - 6.4. - духовного контакта - 4.3.

Батовская система-6.5. -исследовательский—5.2, 11.3

Блочное обучение-6.6. -комментирования-6.1.

Вертикальная педагогика -8.3. -липецкий-6.1.

Групповой опрос - 6.8. - мозгового штурма - 11.4

Дальтон-план - 6.5. - погружения - 5.3., 9.4.

Действенно-практическая сфера личности - проектов - 6.5., 9.2

(СДП) - 1.7. Методика «Обмен заданиями» М.Мкртчяна - 6.7.

Деятельностный подход - 2.3. Методика Ривина - 6.7.

Диагностика-12. Моделирование-11.3

Диалектика - 7.1. Модульное обучение - 6.6.

Дидактическая единица - 7.3. Мурманская методика - 6.7.

Диспут - 6.8. Нетрадиционные уроки ~ 6.8.

Дискуссия - 6.8. Общественный смотр знаний- 6.8.

Дистанционное обучение - 6.9. Оптимальное чтение - 8.2.

Дифференциация обучения Оргдиалог - 6.7.

- внутриклассная - 6.2. Ориентировочная основа действий - 2.3., 7.4.

- на основе обязательных результатов - Педагогика сотрудничества - 4.1.

6.3. Педоцентризм — 2.3

- по интересам - 6.4. План Трампа - 6.5.

- по уровню - 6.2., 6.3. Поэтапное обучение - 8.4.

Знания, умения, навыки (ЭУН) - 1.3. Проблемное обучение- 5.2.

Иена-план - 9. Программированное обучение - 6.6.

Идивидуализация обучения - 6.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ) –

Классификация 1.5.

- знаний - 1.3. Синектика - 7.1.

- качеств действенно-практической сфе- Система

ры -1.5. - американская - 6.4.

- общеучебных умений -1.4. - белл-ланкастерская - 6.5.

- педагогических игр -5.1. - классно-урочная - 2.2.

- педагогических технологий - 2.4. - «консультант» - 2.2.

- проблемных ситуаций -5.2. - лекционно-семинарская - 3.

- способов умственных действий -1.4. - малых групп - 2.2.

Критерии выбора технологии - 12. -мангеймская - 11.1.

Критерии технологичности -2.2. - поэтапного обучения физике - 8.5.

Кубики Н.Зайцева-8.1. -развивающего обучения-II.2, II.4.

Лекционно-семинарско-зачетная система-3, 8.3., -«репетитор»-2.2.

6.3. Сознание - I.I.

Способ обучения уроков - 8.4.

- групповой - 6.8. - обучения грамоте - 8.1.

- коллективный - 6.7. - обучения математике - 8.3.

- коммуникативный - 5.3. - обучения чтению и письму - 10.1.

Способы умственных действий (СУД) -1.4. - оптимизации - 13.

Стосчет - пособие Н.Зайцева - 8.1. - педагогическая ~ 2.1,

Студия -11.3. - полного усвоения - 6.6. .

Суггестия - 2.3. - программированного обучения - 6.6.

Сфера эстетических и нравственных качеств лич- - проникающая - 2.4.

ности (СЭН) -1.6. - психогенная - 2.3.

Теория - развивающего обучения - 11.

- ассоциативно-рефлекторная -2.3. - реализации теории поэтапного форми-

- бихевиористская - 2.3. рования умственных действий - 7.4.

- гешталытеория -2.3. - «Русская школа» -12.2.

- деятельности - 2.3. - саморазвивающего обучения - 11.6

- интериоризаторская - 2.3. - саморазвития - 10.2.

- нейролингвистического программирова- - свободного воспитания - 2.4.

ния (НЛП) - 2.3. - свободного труда - 9.2.

- поэтапного формирования умственных - совершенствования общеучебных уме-

действии (ТПФУД) - 2.3. ний - 8.2.

-содержательного обобщения-2.3. -сотрудничества-2.4.

Тестирование - 6.9., 6.2, - социогенная - 2.3.

Технология - традиционная - 3.

-авторитарная-2.4. -ТРИЗ-11.4

- авторских школ -12. - укрупнения дидактических единиц - 7.3.

- аудиовизуальная - 6.9. < - «Школа жизни» - 4.2. «

- биогенная - 2,3. - эзотерическая - 2.4.

- вероятностного образования -9.3. - «экология и диалектика» - 7.1.

- групповая - 6.8. Точки удивления - 7.2.

- гуманно-личностная - 4.2. Требования к технологиям - 2.2.

- «диалог культур» - 7.2. Урок - 8.4.

- дидактоцентрическая - 2.4. Урока нетрадиционные технологии — 8.4.

- дифференцированного обучения - 6.2. Учебная встреча - 6.8.

- игровая - 5.1. Философские основы технологий - 2.3.

- индивидуализации обучения - 6.5. Холистическое обучение - 7.1.

- интенсификации обучения - 5, 5.4. Школа;

- информационная - 6.9. - адаптирующей педагогики -12.1

- коммуникативного обучения - 5.3. - Русская школа - 12.2.

- компьютерная - 6.9. - Школа жизни - 4.2.

- личностно-ориентированная - 2.4. - Школа Завтрашнего Дня - 12.5.

- мастерских - 9.4. - Школа самоопределения -12.3.

- монодидактическая - 2.4. - школа-парк - 12.4.

- на основе системы эффективных

Именной указатель

Альтшуллер Г.С. - 11.4. Меженко Ю.С. - 5.4.

Амонашвили Ш.А. - 4.2. Монахов В.М. - 13. .

Бабанский Ю.К. - 12, 13. Монтессори М. - 10.2.

БалабанМ.А.-12.4. Москаленко Г.-6.1.

Библер B.C. - 7.2. Йеменский Б.М. - 6.4., 12.

БройдеБ.А.-12.1. ' Никитин Б.П.-5.1.

Волков И.П. - 11.4, 12. Новлянская 3.Н. - 6.4.

Волович М.Б. - 7.4. Няньковский М.А. - 8.4.

Гайштут А.Г. - 5.4. Окунев А.А. - 8.4.

Гальперин П.Я. - 2.3. Палтышев Н.Н. - 8.5.

Гербутов В.А. - 8.4. Пассов Е.И. - 5.3., 6.4.

Гончаров И.Ф. - 12.2. Погодина Л.Н. - 11.2.

Гончарова Т.И. - 8.4. Потапова Е.Н. - 9.2.

Границкая А.С. - 6.5. Поташник М.М. - 12.

Гузик Н.П. - 6.2. Репкин В.В. - 10. '

Давыдов В.В. - 10. Ривин А.Г. - 6.7.

Дьюи Д.-5.2. Сазонов Е.Ю. -11.4.

Дьяченко В.К.-6.7. СелевкоГ.К.-11.6.

Емельянов В.В. - 6.4. Скиннер Б. - 6.6. З

айцев В.Н. - 8.2. Суравегина Н.Т. - 6.4.

Зайцев Н.А. - 8.1. Талызина Н.Ф. - 2.3.

Закатова И.Н. - 6.4. Тарасов Л.В. - 7.1.

Занков Л.В.-11.2. Толстой Л.Н.-9.1.

Зухман Дж. - 11.4. Тубельский А.Н. - 11.3.

Иванов И.П. - 11.4. Унт И.Э. - 6.5. Ильин Е.Н. - 4.3. Филиппова Е.А. - 8.4. Кабалевский Д.Б. - 6.4., 11.4. Фирсов В.В. - 6.3.

Кирюшин В.В. - 6.4., 11.4. Френе С. - 9.2.

Китайгородская Г.А.- 5.3. . Хазанкин Р.Г. - 8.3.

Колб Д. - 11.5. Ховард Д. - 11.6.

Кочетов А.И, - 6.4. Шадриков В.Д. - 6.5.

Краудер Н. - 6.6. Шаталов В.Ф. - 5.4.

КудинаГ.Н. -6.4. Шваб Дж.-11.4. Кузин B.C. - 6.4. Шевченко С.Д. - 5.4. Курганов С.Ю. - 7.2. Шейман В.М. - 5.4.

Кучер Т.В. - 6.4. ' Шемшурина А.И. - 6.4.

КушнирА.М.-10.1. Шмаков С.-5.1.

Левин В.А. - 6.4., 11.4. Штейнер P. - 9.1.

Леонтьев А.Н. - 10. Щетинин М.П. - 9.4., 11.2.

Лобок А.М. - 9.3. Эльконин Д.Б. - II.

Лозанов Г.К. - 5.3., 9.4. Эрдниев П.М. - 7.3.

Лысенкова С.Н. - 6.1. Якиманская Н.С. - 11.5.

Махова К.В. - 8.4. Ямбург Е.А. - 12.1

Оглавление

Введение 3

I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии 5

1.1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня. 5

1.2. Структура качеств личности 6

1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН) 7

1.4. Способы умственных действий (СУД) 8

1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ) 10

1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН) 12

1.7. Действенно-практическая сфера личности (СДП) 13

II. Педагогические технологии 14

2.1. Понятие педагогической технологии 14..................... ..1-

2.2. Основные качества современных педагогических технологий.16 ...... 1"

2.3. Научные основы педагогических технологий18. .................1? 2

.4. Классификация педагогических технологий 25................ ., 2'.

2.5. Описание и анализ педагогической технологии .31...............3

III. Современное традиционное обучение (ТО)34.................... ..3-

IV. Педагогические технолопогйа основе личностной ориентации педаго­гического процесса39 .........................................3-

4.1. Педагогика сотрудничества39. .. ........................... 3~

4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили45 .............4!

4.3. Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, фор­мирующего человека 47.....................................4'

V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся50......................................5-

5.1. Игровые технологии 51..................................5:

5.2. Проблемное обучение .60.................................6:

5.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов)65........................................ .. 6f

5.4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знако­вых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) 69............... ..6-

VI. Педагогаческие технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса 74................................7-

6.1. Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении75 ......7!

6.2. Технологии уровневой дифференциации 78.................. ..7-

6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных ре­зультатов (ВЛ.Фирсов).84 ..................................8-

6.4. Культуровоспитывающая технология дифференцированного обуче­ния по интересам детей (И.Н.Закатова).86 .......................8-

6.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границ-кая, В.Д.Шадриков) 91.....................................9

6.6. Технология программированного обучения 96........ .......... .9-

6.7. Коллективный способ общения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко). 101

6.8. Групповые технологии. ................................ 108

6.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения. . . . 114

VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенство­вания и реконструирования материала...........................119

7.1. «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов). ...................119

7.2. «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов). ............. 123

7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев) ...... 128

7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович). .......................................132

VIII. Частнопредметные педагогические технологии. ................136

8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зай­цев). ...............................................136

8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев). ...................................139

8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.Ха-занкин)...................................-:.......... 141

8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уро­ков (А.А. Окунев)....................................... 144

8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев) ......... 148

IX. Альтернативные технологии. .............................. .150

9.1. Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер). ....................151

9.2. Технология свободного труда (С.Френе) ................... 155

9.3. Технология вероятностного образования (А.М.Лобок). .......... 157

9.4. Технология мастерских................................161

X. Природосообразные технологии. ............................. 167

10.1 Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир). ..... 167

10.2 Технология саморазвития (М. Монтессори) ................. 176

XI. Технологии развивающего обучения. ......................... 180

11.1. Общие основы технологий развивающего обучения. ...........180

11.2. Система развивающего обучения Л.В.Занкова. .............. 186

11.3. Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давы­дова. ...............................................191

II.4.Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И. П, Ива­нов). ................................................201

11.5 Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманс­кая). ................................................208

11.6. Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко) ......... 212

XII. Педагогические технологии авторских школ. ...................219

12.1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде). . . . 220

12.2. Модель «Русская школа». ............................. 225

12.3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н.Тубельский).

12,4. Школа-парк (М.А.Балабан). ........................... 234

12.5. Агрошкола А.А.Католикова. ........................... 237

12.6. Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард). ..................... 241

XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий .... 245

Предметный указатель......................................251

Именной указатель......................................... 253

Селевко Герман Константинович

Современные образовательные технологии

Учебное пособие

Редакоры Вишнинский С.Я., Целищева Н.И.

Корректор Алексеенок Е.В., Георгиева М.И.

Верстка Волхонский А.Е.

Книга издана Редакцией «Народное образование» при участии журнала «Школьные технологии» в составе профессиональной педагогической библиотеки и предназначена для подписчиков журналов «Народное образование» и «Школьные технологии», Библиотечки журнала «Народное образование».