logo search
ИПиО (озо) Бак

Лев Николаевич Толстой.

(1828-1910).

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель, мыслитель, публицист, много сил отдавший школе, детям, педагогике. Родился в дворянской семье, в усадьбе Ясная Поляна.

1844-1847 годы пребывания Л.Н.Толстого в Казанском университете: сначала на философском, а потом на юридическом факультетах. Оставив университет, он вернулся в Ясную Поляну, открыл свою первую школу для крестьянских детей, но не долго.

Военная служба (1851-1857) сначала на Кавказе, затем в Крыму в действующей армии не помешала Толстому закончить трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность» (1852-1856), написать за время пребывания на Кавказе (1851-1854) серию очерков – «Кавказские рассказы», а в разгар сражения за Севостополь, в защите которого он принимал участие в качестве артиллериста-офицера,- «Севостополь в декабре месеце», «Севосополь в мае», «Севостополь в августе 1855 года».

В начале 60-х гг., в период подъёма демократического движения в России, Толстой пришёл к мысли о важности народного образования: «Народное образование в настоящее время для нас, русских людей, есть единственная сознательная деятельность для достижения наибольшего счастья всего человечества».

В педагогической деятельности Л.Н.Толстого исследователи выделяют три этапа.

Первый этап охватывает период с 1859 по 1862 гг. В это время Л.Толстой предпринимает поездки за границу с целью ознакомления с зарубежной теорией и практикой обучения и воспитания, занимается Яснополянской школой, издаёт журнал «Ясная Поляна», в котором подвергает критике официальную школу, пропагандирует теорию «свободного воспитания».

Второй этап – это первая половина 70-х гг. XIXв., в течение которых Л.Н.Толстой составляет и издаёт «Азбуку», книги для чтения и «Арифметику», занимается вновь школой, уделяет повышенное внимание беседам с учителями, принимает участие в работе Московского комитета грамотности. Этот период заканчивается написанием статьи «О народном образовании» (1874), помещенной в «Отечественных записках», и изданием «Новой Азбуки» в 1875 г. Конец 70-х гг. – время радикального мировоззренческого переворота для отечественного мыслителя. Духовный кризис, пережитый Л.Н.Толстым и детально им описанный в «Исповеди», заканчивается разрывом с прежним миропониманием, разработкой самобытного религиозно-нравственного учения.

Третий период относится к 1880-1910 гг. Философско-педагогические воззрения Л.Н.Толстого этого периода выстраиваются на религиозно-нравственном фундаменте его учения. На этом этапе главной основой обучения и воспитания отечественным мыслителем видится приобщение учащихся к реализации в своей жизни единого для всех людей универсального смысла человеческого бытия.