logo search
ИПиО (озо) Бак

Педагогические идеи и находки (из работы я.А. Коменского “Великая дидактика”). Об образовании.

“Мы решаемся обещать Великую дидактику, т.е. универсальное искусство всех учить всему. И при том учить с верным успехом, так чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием для той и другой стороны; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинной науке, добрым нравам и глубокому благочестию. Наконец, всё это мы выясняем a priori, т.е. из самой настоящей неизменной природы вещей, точно заставляя из живого источника неиссякаемые ручейки; затем, соединяя их в одну большую реку, мы устанавливаем некоторое универсальное искусство создавать всеобщие школы”.

“Человеку, если он должен стать человеком, необходимо получить образование”.

“Чем являются богатые без мудрости, как не откормленными отрубями свиньями, чем оказываются бедные без разумения вещей, если не ослами, осуждёнными носить тяжести? Что такое красивый невежда, если не разукрашенный перьями попугай или, как сказал кто-то, золотые ножны, в которые вложен свинцовый меч?”

“Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох. Так и выдающийся ум полон пустыми мечтаниями, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей”.

“Человек со стороны тела создан для труда”.

“Если эти требования выразить тремя общеизвестными словами, то получим: I, научное образование; II, добродетель или нравственность и III, религиозность или благочестие”.

“Сколько труда полагается нами в настоящей жизни на приобретение образования, добродетелей и благочестия, настолько мы подвигаемся вперёд к нашей последней цели”.

“Образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте”.

“Образование человека нужно начинать в весну жизни, т.е. в детстве, ибо детство изображает собой весну, юность – лето, возмужалый возраст – осень и старость - зиму”.

“Природа всех существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте…”

“Природа подготавливает себе материал, прежде чем начинает придавать ему форму”.

“Не только дети богатых или знатных лиц, но одинаково все, знатные и незнатные, богатые и бедные, мальчики и девочки, во всех городах и местечках, в сёлах и деревнях, должны быть привлекаемы в школы”.

“Мы же обещаем такое устройство школ, благодаря которому:

I. Образование должно получать всё юношество за исключением разве тех, кому бог отказал в разуме.

II. Юношество обучалось бы всему тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым.

III. Как подготовка к жизни, это образование должно быть закончено ещё до наступления зрелости.

IV. Это образование должно происходить весьма легко и мягко, как бы само собою – без побоев и суровости или какого-либо принуждения…

V. Юношество должно получить образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное, т.е. чтобы разумное существо – человек приучался руководствоваться не чужим умом, а своим собственным…

VI. Это образование не должно требовать больших усилий, а должно быть чрезвычайно лёгким”.

“…целесообразно образовывать юношей, собирая их вместе, так как больше получается пользы и удовольствия, когда работа одних служит примером и побуждением для других”.

“…нельзя привести достаточного основания в пользу того утверждения, что женский пол, вообще, следует устранять от изучения мудрости”.