logo search
ИПиО (озо) Бак

О воспитании.

“Настоящая жизнь есть только приготовление к вечности”.

“Чтобы приготовиться к вечности, человек должен стать человеком, должен развить в себе те истинно-человеческие стремления и задатки, какие Бог дал ему при создании”.

“… каждый человек родится способным приобретать познание вещей, … от природы присуща человеку гармония нравов, как и корни религиозности”.

“Семена знания, нравственности, благочестия даёт, как мы видели, природа, но она не даёт самого знания, добродетели, благочестия. Это приобретается с помощью молитвы, учения, деятельности”.

“…семена знания, нравственности и благочестия лежат от природы во всех людях, а отсюда необходимо следует, что они нуждаются в самом незначительном возбуждении и некотором разумном руководстве”.

“…каждая вещь не только легко направляется туда, куда она клонится по природе, но даже с некоторым удовольствием спешит туда сама и испытывает страдание, если задержать её”.

“Несчастный разлад царит там, где эти три качества [образование, добродетель, благочестие] не соединены взаимно неразрывными узами. Несчастно то воспитание, которое не переходит в нравственность и благочестие. Что такое наука без добрых нравов? Кто успевает в науках и отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает”.

“Только то в человеке прочно и устойчиво, что он воспитывает в себе в юном возрасте… Дерево как распростёрло свои ветви в нежном возрасте вверх, вниз, в стороны, так и сохраняет их в течение сотен лет, пока его не срубят”.

“Примеры показывают, что человек без воспитания становится ни чем иным, как только зверем”.

“… гораздо более нуждаются в воспитании люди даровитые, т.к. деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезным, займётся бесполезным, пустым и пагубным”.

“Итак, пусть будет установлено: всем, рождённым людьми, безусловно, необходимо воспитание для того, чтобы они были людьми, а не дикими животными, не бессмысленными зверями, не неподвижными чурбанами”.

“Кто по природе более медлителен и зол, тот тем больше нуждается в помощи, чтобы по возможности освободиться от бессмысленной тупости и глупости”.

“Из сказанного следует, что человек и дерево в этом отношении сходны. Ведь плодоносное дерево (яблоня, груша) хотя и может произрастать предоставленное самому себе, но как дикое растение принесёт и дикий плод; для того же, чтобы оно дало вкусные и сладкие плоды, необходимо, чтобы искусный садовник его посадил, поливал, подчищал. Хотя всё же, без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия, он не может стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым. Теперь нужно показать, что такого рода прививка должна иметь место в то время, когда растение ещё молодо”.

“Нужно раскрывать у человека способности для созерцания вещей, т.к. в течение всей жизни ему многое придётся познать, испытать и выполнить”.

“Корни благочестия следует насаждать в сердце каждого с ранних лет”.

“В человеке первые впечатления настолько устойчивы, что было бы чудом, если бы они изменились”.

“Получить неправильное воспитание – дело весьма опасное”.

“Наконец, дело чрезвычайно опасное, если человек не проникается здоровыми для жизни правилами ещё в колыбели. Ибо, как только начинают действовать внешние чувства, человеческий дух ни в коем случаи не может оставаться в покое и даже не сможет воздержаться, чтобы не занять себя полезными делами, если он не будет занят чем-либо самым пустым и (под влиянием дурных примеров испорченного века) даже вредным”.

“…нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять то, что он имеет заложенным в себе самом, в зародыше…”

“По воле воспитателя прежде всего должны быть приведены в гармонию нравы”.

“Искусство развивать нравственность имеет шестнадцать основных правил…”:

• “Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения”.

• “И прежде всего основные, или, как их называют, «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость”.

• “Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинные различия вещей и их достоинство”.

• “Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, в сне и бодрственном состоянии, в работе и в играх, в разговоре и молчании”.

• “Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая своё влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева”.

• “Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому своё, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность”.

• “Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде… Добродетель развивается посредством дел, а не посредством болтовни”.

• “Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений”.

• “Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьёзным или занимательным делом…

• “Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель – готовность услужить другим и охоту к этому”.

• “Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой”.

• “Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное”.

• “Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей”.

• “Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание”.

• “И самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них”.

• “И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зорким, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина”.

“За поведение нужно наказывать строже, чем за научные занятия”.

“… дисциплина должна стремиться к тому, чтобы во всех и всеми средствами возбуждать и укреплять – постоянным навыком и упражнением – благоговение к богу, предупредительность по отношению к ближнему, бодрость по отношению к труду и выполнению жизненных задач”.