Особенности методики
Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения при объяснении, закреплении, контроле.
информация Новые ЗУН, СУД Новые ЗУН, развитые СУД
Решение проблемы учитель
Проблема (осознание неизвестного) помощь поиск ученик
Психологическая проблемная ситуация Педагогическая проблемная ситуация Анализ
Рис. 7. Технологическая схема проблемного обучения
Технологическая схема проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации) показана на рис. 7. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода. Методические приемы создания проблемных ситуаций:
— учитель подводит школьников к .противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);
- ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
Для реализации проблемной технологии необходимы:
- отбор самых актуальных, сущностных задач;
- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;
- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.
Примечание. Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.
Литература
1. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: Знание, 1983.
2. Булгаков В.И. Проблемное обучение - понятие и содержание // Воспитание школьников. -1985. - № 8.
3. Дискуссия «Проблемное обучение - понятые и содержание» // Вестник высшей школы, -1976-1983.
4. Идеи Дж. Дьюи и Чикагская лабораторная школа // Цирлина Т.В. На пути к совершенству. -М: Сентябрь, 1997.
5. Ильина Т.Д. Проблемное обучение // Вестник высшей школы. - 1976. - №2.
6. Ильина Т.А. Что такое современная лекция? Как ей придать проблемный характер? // Вестник высшей школы. - 1984. -№ 9.
7. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М.: Знание, 1985.
8. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М.: Знание, 1985.
9. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение - истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.
10. Курбатов P. Педагогика ковчега // Частная школа. - 1995. - №3, 4, 5.
11. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972.
12. Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М.: Педагогика, 1975.
13. Никандров Н.Д. Проблемное обучение // Воспитание школьников. - 1983. - № 12.
14. Оконь В. Основы проблемного обучения. - М., 1968.
15. Пойа Д. Математическое открытие. - М.: Наука, 1976.
16. Рубрика «Проблемное обучение - в практику» // Вестник высшей школы. - 1984-1985.
17. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. - М., 1962.
18. Шевкин B.C. Педагогика Дьюи на службе современной американской реакции. - М., 1959.
19. Якиманская Н.С. Развивающее обучение. - М., 1979.
- Введение
- Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии
- 1.1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня
- 1.2. Структура качеств личности
- 1.3. Знания, умения, навыки (зун)
- 1.4. Способы умственных действий (суд)
- 1.5. Самоуправляющие механизмы личности (сум)
- 1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (сэн)
- 1.7. Действенно-практическая сфера личности (сдп)
- II. Педагогические технологии
- 2.1. Понятие педагогической технологии
- 2.2. 0Сновные качества современных педагогических технологий
- 2.3. Научные основы педагогических технологий
- 2.4. Классификация педагогических технологий
- Описание и анализ педагогической технологии
- III. Современное традиционное обучение (то)
- Классификационные параметры то
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- IIV. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
- 4.1. Педагогика сотрудничества
- Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»
- Целевые ориентации
- Концепция сотрудничества
- Особенности содержания и методики
- Дидактический активизирующий и развивающий комплекс
- Концепция воспитания
- Педагогизация окружающей среды
- 4.2. Гуманно-личностная технология ш.А.Амонашвили
- Классификационные параметры технологии ш.А.Амонашвили
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 4.3. Система е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
- Классификационные параметры системы е.Н.Ильина
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения и гипотезы
- Особенности содержания
- Особенности методики
- V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
- 5.1. Игровые технологии
- Игровая деятельность
- Классификационные параметры игровых технологий
- Спектр целевых ориентаций
- Особенности игровых технологий
- Игровые технологии в дошкольном периоде
- Технология развивающих игр в.П.Никитина
- Игровые технологии в младшем школьном возрасте
- Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
- Деловые игры
- 5.2. Проблемное обучение
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения (по д.Дьюи)
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 5.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (е.И. Пассов) «
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Принципы построения содержания
- Особенности методики
- 5.4. Технология «интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (в.Ф.Шаталов)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Принципы
- Особенности содержания
- Особенности методики
- VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
- 6.1. Технология с.Н. Лысенковой: перспективно - опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 6.2. Технологии уровневой дифференциации Дифференциация обучения
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Особенности дифференциации по уровню
- Смешанная дифференциация (модель сводных групп)
- 6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (в.В. Фирсов)
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- Оценивание знаний
- 6.4. КультуровоспитываюЩая технология дифференцированного обучения по интересам детей (и.Н. Закатова)
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 6.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, а.С. Границкая, b•д• Шадриков)
- Классификационные характеристики технологий индивидуализированного обучения
- Акцент целей
- Концепции индивидуализации обучения
- Общие принципы
- Особенности содержания и методики
- Общие особенности технологий индивидуализации
- Аналоги технологии индивидуализации
- 6.6. Технология программированного обучения
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные основы
- Принципы программированного обучения (по в.П. Беспалько)
- Виды обучающих программ
- 6.7. Коллективный способ обучения ксо (а.Г. Ривин, в.К. Дьяченко)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности методики
- 6.8. Групповые технологии
- Классификационные параметры технологии
- Акценты целей
- Особенности организации
- 1) Подготовка к выполнению группового задания
- 2) Групповая работа.
- 3) Заключительная часть.
- Разновидности групповых технологий
- 6.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
- Классификационные параметры технологии
- Акцент целей
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
- 7.1. «Экология и диалектика» (л.В.Тарасов)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Принципы
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 7.2. «Диалог культур» (в.С. Библер, с.Ю.Курганов)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные идеи
- 7.3. Укрупнение дидактических единиц - уде (п.М. Эрдниев)
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (м.Б. Волович)
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- 2) Оод дается в готовом виде - это ситуация объяснительно-
- Особенности содержания и методики
- VIII Частнопредметные педагогические технологи
- 8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (н.А.Зайцев)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- 8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (р.Г. Хазанкин)
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности методики
- 8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (а.А. Окунев)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности методики »
- 8.5. Система поэтапного обучения физике (н.Н.Палтышев)
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные установки
- Особенности содержания
- Особенности методики
- IX. Альтернативные технологии
- 9.1 .Вальдорфская педагогика (р.Штейнер)
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 9.2. Технология свободного труда (с.Френе)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности методики
- 9.3. Технология вероятностного образования (а.М.Лобок)
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности организации
- 9.4. Технология мастерских
- Классификационная характеристика
- Целевые ориентации
- Концептуальные соображения
- Особенности содержания.
- Особенности методики
- X. Пpиpoдocooбpaзныe•технологии
- 10.1 Природосообразное воспитание гpaмотнocти (a.M Кушнир)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Сравнительные представления технологии
- Гипотеза айсберга
- Технологическая карта развития навыка письма
- Технологическая карта освоения грамматического феномена.
- Оценивание результатов
- Использование аудиовидеосредств
- 10.2. Технология саморазвития (м.Монтессори)
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики и ормнизации
- Хi. Технологии развивающего обучения
- 11.1 Общие основы технологий развивающего обучения
- Развитие личности и его закономерности
- Обучение и развитие
- Ребенок—субъект своего развития
- Содержание развития
- Зона ближайшего развития
- 11.2 Система развивающего обучения л.В. Занкова
- Классификационная характеристика
- Целевые ориентации
- Гипотезы л.В. Занкова
- Концептуальные дидактические положения
- Особенности содержания
- Особенности методики.
- 11.3 Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина - в.В. Давыдова.
- Классификационная характеристика
- Акцент целей
- Гипотезы д.В. Эльконина - в.В. Давыдова
- Особенности содержания
- Теоретические знания
- Особенности методики
- Признаки (особенности) цуд
- Моделирование
- 11.4 Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (и.П. Волков, г.С. Альтшуллер, и.П. Иванов)
- Классификационная характеристика технологий творчества
- Акценты целей
- Концептуальные положения
- Школа творчества и.П. Волкова
- Теория решения изобретательских задач (триз) г.С.Альтшуллера
- Коллективное творческое воспитание и. П.Иванова
- Особенности содержания По и.П.Волкову
- По г.С.Альтшуллеру
- По и.П.Иванову
- Особенности методики
- Возрастные этапы технологии
- По г.С.Алыпшуллеру
- По и.П.Иванову
- Оценивание
- 11.5 Личностно ориентированное развивающее обучение (и.С. Якиманская)
- Классификационная характеристика
- Акцент целей
- Гипотезы
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 11.6. Технология саморазвивающего обучения (г.К.Селевко)
- Классификационная характеристика
- Акценты целей
- Концептуальные положения
- Дополнительные гипотезы
- Особенности содержания
- Особенности методики
- XII. Педагогические технологии авторских школ
- 12.1 Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- Классификационная характеристика
- Акценты целей
- Концептуальная основа
- Организационные позиции
- Методологические позиции
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 12.2. Модель «Русская школа»
- Классификационная характеристика
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- Особенности воспитания
- 12.3. Технология авторской Школы самоопределения (а.Н. Тубельский)
- Классификационная характеристика
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- Школа-парк (м.А. Балабан)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 12.5. Агрошкола а.А.Католикова
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальная основа
- Особенности содержания
- Методические особенности
- Разновозрастные объединения
- 12.6. Школа Завтрашнего Дня (д.Ховард)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания (куррикулума)
- Процессуальная характеристика
- XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий
- Концептуальные положения технологии в.М.Монахова
- Особенности содержания