logo search
ИПиО (озо) Бак

Джон Локк.

(1632-1704)

Джон Локк, английский философ, просветитель и государственный деятель – один из ос­новоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Родился в семье провинциального адвоката. Окончил Вестминстерскую школу, Оксфордский университет, где затем более 30 лет в разные годы он преподавал греческий язык, риторику, этику. В педагогических взглядах Дж. Локка на­шли отражение его социально-политические и философские воззрения, а также немалый педагогический опыт, накоплен­ный им в качестве преподавателя и домашнего воспитателя в семье лиде­ра партии вигов графа Шефтсбери.

Теоретическое обоснование возникнове­ния знаний, идей из мира чувств было представлено им в фундаментальном труде «Опыт о человеческом разумении» (1690).

Критика Дж. Локком учения о врождённых идеях и разработанная в связи с этим концепция опытного происхождения человеческого знания стали краеугольным камнем как его теории познания, так и системы педагогических идей.

Категорический отказ от традиционной точки зрения на врождённость человеческих идей и представлений, защита сенсуалистической теории познания, большое внимание к эмпирической психологии позволили Локку разработать интересную педагогическую концепцию, которую он изложил в работе «Мысли о воспитании» (1693). Её сущность – воспитание нового человека-джентльмена.Характерная особенность педаго­гической теории Локка – утилитаризм; руководящим принципом воспитания он считал принцип полезности.

Скончался в 1704 г. На надгробном памятнике начертана латинская надпись, составленная им самим: «Остановись путник: здесь лежит Иоанн Локк. Если ты спросишь, что он был за человек, то я отвечу тебе, что он жил, довольный своею посредственностью. Просвещённый наукой, он служил только самой истине. Этому научись из его писаний, которые вернее покажут тебе, что от него осталось, чем сомнительные хвалы эпитафии».