logo search
ИПиО (озо) Бак

Об обучении.

“Обучение в школах должно быть универсальным, … в школах всех нужно учить всему”.

“При посредстве наук и искусств развивать природные дарования”.

“Сущность души составлена из способностей (которые воспроизводят несотворённую троицу): разума, воли и памяти”. “… у одних способности острые, у других – тупые, у одних – гибкие и податливые, у других – твёрдые и упрямые, одни стремятся к знаниям ради знания, другие увлекаются механической работой”.

“Нужно образовывать, во-первых, понимание вещей, во-вторых, память, и в-третьих, язык и руки”.

“… искусство обучения не требует ничего иного, кроме искусного распределения времени, предметов и метода”.

“Метод обучения должен быть превращён в искусство”.

“Всё нужно преподавать основательно, кратко и убедительно…”

“Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте”.

“Для коренного исправления метода необходимо:

1. Подготовлять книги и все другие учебные пособия;

2. Развивать ум ранее языка;

3. Никакого языка не изучать из грамматики, а каждый язык следует изучать из подходящих произведений писателей;

4. Реальные учебные предметы предпосылать формальным;

5. Примеры предпосылать правилам”.

“Всякое своё формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным… плохо учат искусствам, наукам, языкам, если не предпосылают им предварительного элементарного обучения.

С самого начала юношам, которым нужно дать образование, следует дать основы общего образования, т.е. распределить учебный материал так, чтобы следующие за тем занятия, по-видимому, не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний в их частностях. Ведь у дерева, хотя бы оно росло сто лет, не вырастает ни одно сука, но все новые ветви разрастутся от первоначально выросших суков.

Любой язык, любые науки ли искусства должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложилось общее понимание целого их; затем для более полного изучения их даются правила и примеры, потом сообщаются полные системы с присоединением неправильностей, наконец даются, если это нужно, комментарии”.

“Природа не делает скачков, а идёт вперёд постепенно…

I. Вся совокупность учебных знаний должна быть тщательно разделена на классы так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему…

II. Время должно быть распределено с величайшей точностью так, чтобы на каждый год, месяц, час приходилась своя особая работа.

III. Распределение времени и работ необходимо соблюдать точно, чтобы ничто не было пропущено и извращено”.

“… идя по стопам природы, обучение юношества будет происходить легко, если

I. Приступить к нему своевременно, прежде чем ум подвергнется испорченности.

II. Оно будет протекать с должной подготовкой умов.

III. При обучении будут идти от более общего к более частному.

IV. От более лёгкого к более трудному.

V. Никто не будет обременён чрезмерным количеством подлежащего изучению материала.

VI. Во всём будут двигаться вперёд не спеша.

VII. Умам не будут навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения.

VIII. Всё будет преподаваться через посредство внешних чувств.

IX. Для непосредственной пользы.

X. Всё постоянно одним и тем же методом”.

“Плохую заботу о детях проявляют те, кто насильно принуждает их учиться… Всеми возможными способами нужно воспламенить в детях горячее стремление к знанию и к учению”.

“Метод обучения должен уменьшать трудности учения, с тем чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствие и не отвращало их от дельнейших занятий”.

“Чтобы пробуждать стремление к знанию, прежде всего самый метод по необходимости всегда должен быть естественным. Ведь всё, что естественно, развивается само собой”.

“Прочности обучения и учения можно достигнуть:

I. Если основательно будут рассматриваться только те вещи, которые должны принести пользу.

II. Занимаясь, однако, всеми этими вещами уже без всякого изъятия.

III. Если всему будет положено прочное основание.

IV. Если указанные основания будут закладываться глубоко.

V. Если все затем будут опираться только на эти основания.

VI. Всё, что нужно различать, должно быть различаемо с полной определённостью.

VII. Всё последующее должно опираться на предыдущее.

VIII. Всё, что связано между собой, должно быть связываемо постоянно.

IX. Всё должно быть распределяемо пропорционально между разумом, памятью и языком.

X. Всё должно закрепляться постоянными упражнениями”.

“Природа никогда не делает ничего бесполезного… Нужно преподавать только то, что приносит самую основательную пользу как в настоящей, так и в будущей жизни…”

“Крепким может быть только то, что тесно связано во всех своих частях…”

“Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьёзную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно”.

“Правильно обучать юношество – это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, извращений, мнений, а это значит – раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)”.

“Начало познаний необходимо всегда вытекает из ощущений (ведь нет ничего в уме, чего ранее не было бы в ощущениях)”.

“Пусть будет для учащих золотым правилом: всё, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусу; доступное осязанию – путём осязания…”

“Применение к искусству обучения наукам 9 правил:

• “Всему, что должно знать, нужно обучать”.

• “Всё, чему обучаешь, нужно преподносить учащимся, как вещь действительно существующую и приносящую определённую пользу”.

• “Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными путями”.

• “Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и происходит, т.е. путём изучения причинных связей”.

• “Всё, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям”.

• “Части вещи дóлжно рассмотреть все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями”.

• “Всё нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимание в каждый данный момент только на чём-либо одном”.

• “На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят”.

• “Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы понимание всего было отчётливым”.