logo search
922358

Самостоятельная работа № 2

Проработать статью и

подготовиться к собеседованию по ней.

Вопросы к собеседованию после самостоятельной проработки студентом статьи «Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования» В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой (Педагогика. – 1997. - № 2. – С. 9-14).

Сформулируйте краткие ответы на вопросы:

  1. С чем связано (чем вызвано) – по мнению авторов – наблюдающееся в последнее время значительное возрастание числапедагогов-практиков,вовлеченныхв педагогическиеисследования?

  2. Каковы трудности, с которыми сталкивается при этом учитель-исследователь?

  3. Каковы возможные серьезные издержкимассового педагогическогопоиска, делающие актуальнойнеобходимость уточнения понятийнойсистемы научного исследования.

  4. Каковы логика исследованияна постановочном этапе («понятийная сетка», приводимая авторами).

  5. Авторы о соотношении понятий «технология-творчество», «логика-интуиция», «знание-догадка» и о возможности технологической подготовки творческого решения.

Прокомментируйте выделенные авторами этапы (шаги) исследования, иллюстрируя примерами из автореферата (индивидуального задания):

  1. Первый шаг: анализ и оценка существующего положения; рождениеидеина основе осознания исходного факта как негативного и как ситуации, не удовлетворяющей нас.

  2. Второй шаг: выделение основных положений (постулатов, аксиом) теоретическойконцепцииисследования.

  3. Третий шаг: мысленное преобразование «исходного факта» в желаемоесостояние(«пропустить» через «сито» основных положений); именно здесь возможно рождениеидеи преобразования.

  4. Четвертый шаг: инструментовкаидеи, приводящая к возникновениюзамысла.

  5. Пятый шаг: формулирование на основе мысленной реализации замысла, восхождения к цели гипотезы-предположения(о содержании, структуре, функциях искомого состояния преобразуемых объектов педагогической действительности и о путях и способах достижения цели).

По А.Д. Ботвинникову содержательная сторона и языковое оформление гипотезыдолжны быть едины: «Если (идея и замысел) …, то (результат)…, т.к. (объяснение эффекта)…».

Полезны вариативные гипотезы, версии – гипотезы.

  1. Выделение «понятийной цепочки»:

исходный факт – проблема – исходные концептуальные положения – идея – замысел – желаемый результат.