logo search
ИПиО (озо) Бак

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег.

(1790-1866)

Ф.А.В. Дистервег - немецкий педагог, основоположник педагогического образования в Германии, «учитель немецких учителей»; последователь Песталоцци, блестящий педагог-практик. Родился в г. Зиген (Вестфалия). Учился в университетах в Хайдельберге, Хайльбронне и Тюбингене. Доктор философии (1820). Активно занимался педагогической деятельностью: преподавал физику и математику в гимназиях и образцовых школах в Вормсе, Франкфурте-на-Майне, Эльберфельде (1811-1820); был директором учительских семинарий в Мёрсе (1820-32), в Берлине (1832-47), преподавал в них педагогику, математику, немецкий язык.

Издатель педагогического журнала «Рейнские листки» (1827-1866), автор многочисленных педагогических статей, учебников и пособий для учителей, которые использо­вались в народных школах Германии. В 1831-41 создал в Берлине четыре учительских общества, а в 1848 был избран председателем всеобщего немецкого учительского союза.

Главный педагогический труд Дис­тервега - "Руководство к образованию немецких учителей" (1835), в котором дано целостное изложение вопросов теории и прак­тики организации народной школы, подготовки учителя, развивающего обучения. Идеи воспитывающего и развивающего обучения также обосновываются им в сочинениях: "Воспитывающее обучение - обучающее воспитание", "Принцип элементарного обучения", "Дидактический катехизис" и др.

Как дидакт, Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег особое внимание обращал на решающую роль личности учителя в обучении. Размышления об учителе, его профессиональном самосознании и требо­ваниях к нему Дистервег изложил в произведениях "О самосознании учителя". "Об учительском образовании", "Каков отличительный при­знак учителя, возбуждающего духовные силы учащихся и укрепляюще­го их характер" и др.