logo search
Selevko_G_K_Sovremennye_obrazovatelnye_tekhnol

1.5. Самоуправляющие механизмы личности (сум)

Управление и регулирование любых процессов, в том числе и педагогических, основаны на принципе обратной связи: субъект управления (в данном случае - учитель) посылает команды исполнителю (объекту управления - ученику) и должен получать информацию о результате деятельности. Без такой обратной связи невозможно выработать дальнейшие корректирующие и планирующие ре­шения, достичь цели деятельности.

Человек по отношению к своей деятельности является и объектом, и субъек­том управления; встречая на пути яму, он принимает решение, дает сам себе команду, обходит или перепрыгивает ее, при этом контролируя свои действия. Такое совмещение функций объекта и субъекта управления называют самоуп­равлением.

Человек - весьма совершенная самоуправляющаяся и саморегулирующаяся система. Уровень самоуправления — одна из главных характеристик личностного развития.

Психологический механизм самоуправления довольно сложен, но совершенно очевидно, что личность выборочно относится к внешнему воспитательному или обучающему воздействию, принимает или отвергает его, являясь тем самым ак­тивным регулятором собственной психической деятельности. Всякое изменение, всякий шаг в развитии личности происходят как ее собственный эмоциональный выбор или сознательное решение, то есть регулируются личностью «изнутри».

Основу внутреннего саморегулирующего механизма представляют три интег­ральных качества (психогенные факторы развития): потребности, направ­ленность, Я - концепция (рис.1).

Потребности. Потребности — это фундаментальные свойства ин­дивида, выражающие его нужду в чем-либо и являющиеся источни­ком психических сил и активности человека. Потребности можно разде­лить на материальные (в пище, одежде, жилье), духовные (в познании, эстети­ческом наслаждении), физиологические и социальные (в общении, труде, обще­ственной деятельности). Духовные и социальные потребности формируются об­щественной жизнью человека.

Направленность. Направленность представляет собой совокупность устойчивых и относительно независимых от ситуаций мотивов, Ориентирующих действия и поступки личности. В нее входят интересы, взгляды и убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, нако­нец, мировоззрение.

Интересы - осознанная форма направленности, служащая побудительной причиной действия личности. Познавательный интерес - стремление к изуче­нию, познанию объекта. Социальный интерес - основа социальных действий индивидов или социальных групп, связанная с объективными условиями их су­ществования.

Убеждения, взгляды - субъективные отношения личности к окружающей действительности и своим поступкам, связанные с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний, принципов и идеалов, которыми человек руководствуется.

СУМ

потребности

направленность

Я - концепция

интересы

Я нравлюсь

познавательные

взгляды

Я способен (способности)

самоопределения

Я нужен

Социальные установки

самоутверждения

Я могу (воля, характер)

Ценностные ориентации

самовоспитания

убеждения

Я творю

самообразования

Морально-этические принципы

Я знаю

самосовершенствования

Я управляю

мировоззрение

Я владею

Рис. 1. Самоуправляющие механизмы личности

Социальные установки - готовность, предрасположенность к определенным социально-принятым способам поведения.

Ценностные ориентации - направленность сознания и поведения на общественные, материальные и духовные ценности, предпочтительное отношение» тем или иным из них.

Мировоззрение — упорядоченная система взглядов и убеждений личности (политических, философских, эстетических, естественнонаучных и др.).

Я - концепция. Я - концепция личности - это устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая и переживаемая система пред­ставлений личности о самой себе, на основе которой она строит свое поведение.

Как интегральное понятие, Я - концепция включает в себя целую систему ка­честв, характеризующих «самость» в человеке: самосознание, самооценка, само­мнение, самоуважение, самолюбие, самоуверенность, самостоятельность. Она связана с процессами рефлексии, самоорганизации, саморегуляции, самоопреде­ления, самореализации, самоутверждения и т.п.

Я - концепция в основном определяет важнейшую характеристику процесса саморегуляции личности - ее уровень притязаний, т.е. представление о том, какого «места» среди людей она заслуживает.