logo search
ИПиО (озо) Бак

Выдержки из работы ф.А.В. Дистервега

«Руководство к образованию немецких учителей».

1. Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту.

1. Обучай природосообразно!

Обучение должно быть согласовано с человеческой приро­дой и законами её развития. Это главный, высший закон всякого обучения. Если возможно доказать, что известный способ обуче­ния, метод и т.п. является природосообразным, то этим уже дока­зана его правильность.

Без доверия к природе человека невозможно природосообразное, успешное воспитание. Поэтому и в искусстве ищи также природу и, где это необходимо, возвращайся к ней!

2. Руководствуйся при обучении естественными ступенями

развития подрастающего поколения!

Обыкновенно в развитии человека до 14 или 16 лет различа­ют три ступени:

1. ступень преобладания ощущений (чувственного познания) или созерцания;

2. ступень памяти;

3. ступень рассудка.

К этому ныне добавляют ещё четвёртую - ступень разума. Это подразделение содержит, несомненно, известную долю исти­ны; однако оно не настолько бесспорно, чтобы им руководство­ваться в обучении. Дело в том, что жизнь ребёнка не может быть разделена на резко разграниченные периоды.

... Наиболее общие формы развития умственной жизни. Ими являются восприимчивость и самодеятельность. Обе они прояв­ляются всегда, но только первая преобладает в раннем возрасте и при нормальном развитии ребёнка всё более и более переходит во вторую. Это относится к духовной жизни. Но если взять человека в целом: обе его стороны - душу и тело, то мы должны сказать, что в первые 12-14 лет жизни ребёнка самостоятельность проявляется преимущественно в физической деятельности. Обе фор­мы духовной жизни человека существуют, таким образом, нераз­дельно, но только очевидно, что восприимчивость с годами осла­бевает.