logo search
ИПиО (озо) Бак

Система управления школой:

классная коллегия + школьная конференция + родители.

Штайнер отмечал, что деловая и практическая школьная жизнь может осуще­ствляться тогда, когда «опыт, полученный в конкретном преподавании, будет вливаться также и в управление».

Таким образом, принцип автономии и вытекающая из него идея самоуправления становится внутрипедагогическим, а не политическим требованием, связанным с необ­ходимостью вводить в школу демократию в условиях переходного периода современной России или по каким-нибудь другим внепедагогическим мотивам.

Коллегиальное самоуправление школы учителями, участие родителей в управле­нии и жизни школы – ещё одна отличительная черта Вальдорфской школы.

Ключевым системообразующим словом, относящимся к структуре управления школой вальдорфского типа, является не демократия, а самоуправление. Далеко не все вопросы можно решать демократически. Во многих вопросах решающим является профессиональная компетенция. Не является системообразующим и принцип свободы. Ведь классный учитель не один, к детям приходят преподаватели музыки, искусства, рукоделия и т.д. Все вместе они составляют классную коллегию. Все они видят ребёнка по-разному, и на учительской конференции каждый рассказывает о нём, что с ним в дан­ное время происходит, какие способности, какие трудности. Это называется феноменоло­гическим обсуждением, из которого складывается образ ребёнка, содержание классной конференции распространяется и на родительские вечера. Так возникает первичная ячейка – педагогическая община класса, состоящая из родителей и учителей.

Кроме классной конференции существует конференция всех школьных учителей – орган учительского самоуправления.

Конференция подразделяется на три части. Первая часть касается педагогических вопросов. Вся школьная коллегия стремится углублять свои профессиональные знания, совершенствовать способности. Вторая часть конференции не касается содержания, на ней решаются организационные вопросы. Пример: организация мероприятий (8 марта, 23 февраля). Здесь принимаются голосованием на основе решения большинства, а на основе свободной инициативы: кто-то проявляет взять на себя ответственность за какое-либо конкретное дело.

Третья часть конференции. В ней участвуют постоянные сотрудники школы. Здесь обсуждаются и принимаются решения по поводу стратегии развития, финансовые и кадровые вопросы. Идеалом является достижение согласия всех, что иногда требует долгих и трудных обсуждений.

Решения, принятые на заключительной части конференции, обсуждаются и утверждаются в правлении школы. Она состоит из председательской коллегии и родитель­ского сообщества. Функция правления – формирование бюджета школы. Функция дирек­тора такая же, как и у любого другого сотрудника школы, – отвечать за свой участок работы. Таким образом, структура самоуправления – это не пирамида, иерархическая конструкция, а горизонтальная система взаимосвязей и сфер ответственности.

Существуют другие органы самоуправления. Это учительские, родительские или учительско-родительские инициативные группы, собирающиеся по обстоятельствам, например, близится ремонт.

В некоторых школах есть круг доверия. Родители, которые недовольны работой того или иного учителя, могут прийти на круг доверия и высказать своё отношение, свои претензии: чем они недовольны, что, по их мнению, следует улучшить. Всё это способствует тому, что школа становится крепкой педагогической общиной. И в условиях нашей трудной российской действительности многие вальдорфские школы оказались весьма устойчивыми и жизнеспособными общностями, им удалось заинтересовать родителей и привлечь их к активному участию в жизни школы.

/ «Первое сентября»/ - 31 июня 1999 г. - № 51.