logo search
ИПиО (озо) Бак

Школа г. Шаррельмана

Генрих Шаррельман (1871–1940), немецкий педагог, один из теоретиков реформаторского движения в педагогике Германии начала ХХ в. До 1909г. учитель в Бремене, Гамбурге. Уволен за протесты против системы обучения в государственных школах. Занимался литературным трудом.

В 1919 г. в Бремене была открыта опытно-показательная школа Г. Шаррельмана. В 1921 г. от нее отделилась вторая школа, а вскоре в Бремене было создано и третье сходное экспериментальное учреждение. Весь учебный процесс школы Шаррельмана был построен с ориентацией на проверку его «теории переживания». Считая, что учебный материал должен осваиваться учеником через его личные переживания, Г. Шаррельман, отбирая его, ориентировался, прежде всего, на интересы самих детей. Педагогическая цель, которую ставила школа, - развитие детской активности – обусловила и выбор средств: главным среди них стала обучающая свободная беседа. Стремление вызвать эффект «переживания» приводило к широкому использованию разнообразных форм эстетического воспитания: лекции часто заменялись художественными представлениями, практиковались инсценировки при чтении. Г. Шаррельман специально разработал технику чтения и рассказывания на уроке. Для развития художественного воспитания был использован также принцип наглядного обучения. Большое внимание уделялось собственно эстетическому воспитанию – музыке, танцам.

Г. Шаррельман выступал с резкой критикой традиционной народной школы с жёсткой регламентацией деятельности учителя и учеников. В представлении Шаррельманашкола должна быть трудовым сообществом детей, которые под руководством учителя ставят себе конкретные цели и ищут пути их достижения. Отрицал планирование учебного процесса и его методики и отстаивал свободное творчество учителя, основанное на его интуиции и вытекающее из конкретной ситуации.

Г. Шаррельманвыступал с позиций педагогики личности. Главную задачу школы видел в заботе о свободном духовном развитии детей, о выработке у них радостного мироощущения. В этой связи большое значение придавал самостоятельным, творческим работам учащихся. Был сторонником эпизодического и комплексного преподавания и для народной школы, считал неприемлемым систематическое и предметное обучение. Как и многие представители реформаторского движения, Г.Шаррельманразделял идеи свободного воспитания. Причислял себя к сторонникам трудовой школы, но по существу отстаивал принципы активного обучения и не стремился знакомить детей с реальной трудовой деятельностью.

Литература

1. Джуринский, А. Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития / А. Н. Джуринский.– М., 1993.– С. 145.

2. Пискунов, А. И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XVIII – начало XX вв.– М., 1976.

3. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов.– М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – Т. 2. С. 574.