logo search
ИПиО (озо) Бак

Школа «Дальтон-план» (е. Пархест)

Новый этап экспериментального среднего учебного заведения создала в начале 20-х годов XXв. американская школа. Возникновение его связано с именем Елены Пархест (1887–1973). В 1917–1918 она возглавляла отделение подготовки учителей в Колледже Монтессори. В 1910 сформулировала Лабораторный план учебно-воспитательной работы в школе.

Примененные формы работы были названы Е. Пархест «дальтонским лабораторным планом». Этот опыт уже в 20-е годы получил распространение за пределами США.

Е. Пархест выделяла три основополагающих принципа своей работы: свобода ребенка, взаимодействие его с группой детей, распределение учебного времени. Свобода учащегося обеспечивалась, прежде всего, предоставлением ему возможности обучаться в собственном темпе, заниматься делом, которое он сам выбрал. Взаимодействие в группе осуществлялось на основе контактов детей различных классов.

В школьном курсе учебного заведения под руководством Е. Пархест были выделены отделы, или программы. Ученик подписывал «договор» на выполнение определенной программы. Учебные предметы классифицировались как основные и второстепенные. К основным относились английский язык, математика, история, география, естествознание, в старших классах – иностранные языки; к второстепенным – музыка, искусство, ручной труд, домоводство, рукоделие, гимнастика и другие. Значительная часть времени (около трех часов в первой половине дня) отводилась на самостоятельную работу. Все ученики имели свое расписание, сами выбирали лаборатории по предметам, которыми намеревались заниматься, и работали в них индивидуально или небольшими группами. Дальтон-план позволял приспособить темп обучения к возможностям учащихся, побуждал их к поиску рациональных приемов работы. Особое внимание уделялось учету работы учащегося, осуществляемой при помощи сложной системы учетных карточек.

Литература

1. Джуринский, А. Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития / А. Н. Джуринский.– М., 1993.– С. 153–154.

2. Стефановская, Т. А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов / Т. А. Стефановская.– М., 1998.– С. 296–300.