logo search
ИПиО (озо) Бак

Ручной труд.

Из наших общих соображений, относящихся к изобрази­тельно-формальному преподаванию, непосредственно вытека­ет, что «обучение ручному труду», или, лучше сказать, руч­ной труд, целью которого является материальное изображение и формы которого вполне соответствуют основному педагоги­ческому принципу, не только целесообразен, но прямо необ­ходим с педагогической и дидактической точки зрения... Пе­дагогически поставленный ручной труд, материальное изоб­ражение, в нашем смысле должен охватывать:

1. Производство экспериментов по физике, химии, есте­ственной истории и географии с помощью простейших средств: лепка из песка и пластилина, уход за растениями и животны­ми (школьный сад). Все эти занятия должны производиться в тесной связи с учебными предметами вещественного препода­вания на предназначенных для последнего уроках; они, сле­довательно, не выступают как самостоятельные предметы. Подробнее об этом сказано в главе о естественнонаучном ве­щественном преподавании.

2. Изготовление приборов для экспериментов и изображе­ние предметов из области вещественного преподавания; сюда входят обработка при помощи инструментов дерева, папки, бумаги – ручной труд мальчиков, работы из полотна и бумаж­ной материи – рукоделие девочек. Для них вовсе не требуется особого помещения и особых уроков. В виду того, что ручной труд как материальное изображение стоит всецело на службе вещественного преподавания, то необходимое для него время в тех случаях, когда учебный план не допускает с гигиеничес­кой точки зрения дальнейшего расширения, может быть от­нято у вещественного преподавания.

Из основного педагогического принципа действия и из всех наших рассуждений вытекает положение, которое мы защи­щаем уже в течение многих лет: ручной труд есть принцип преподавания, но не отдельный предмет, он является необхо­димым заключительным звеном основного биологического процесса реакции. Этим устраняются те односторонности и крайности, в которых повинны многие защитники, однако так­же и многие враги ручного труда.

Этим мы переносим чистое ремесло из школы воспитания в специальную школу и «обучение мастерствам» (Werkunterricht) ограничиваем уменьем обращаться с такими орудиями, которые найдутся в каждой семье, в каждом ящике с инстру­ментами. Однако материал, который здесь обрабатывается и воспроизводится в тесной связи с общим вещественным препо­даванием, круг предметов, которые таким образом более точно познаются, гораздо шире, чем при современной постановке ручного труда. Стоит лишь вспомнить о разносторонних экспери­ментах, о применении и изготовлении необходимых для этого приспособлений. Ни в коем случае не должна отсутствовать леп­ка как художественное воспроизведение; её следовало бы свя­зать с преподаванием рисования в мужских и женских классах.

Современное женское рукоделие должно в большей степени, чем это мы теперь видим, стать воплощением нравственных понятий, проявлением тех добродетелей, о которых говорило этическое преподавание, т.е. прилежания, бережливости, тру­долюбия, хозяйственности и опрятности, и выражением эсте­тического вкуса. При обработке материала (основной учебный план Берлина указывает: полотно, полубумажное полотно, кан­ва, материя для вышивания, шерсть, бумажная материя, нит­ки, шерсть для вязания, пуговицы, крючки) ученицы должны знать, из чего состоят данные сырые материалы, в какой стра­не добываются, какие свойства их используются; они должны узнать, что понадобились тысячи рук и сложнейших машин, понадобились торговые средства сообщения для того, чтобы до­ставить им материи, которыми теперь пользуются для защиты или для украшения тела. Таким образом, рукоделие у девочек точно так же будет избавлено от некоторой бездушной механич­ности и приобретёт форму изобразительного преподавания, углуб­ляющего и расширяющего многие стороны естественнонауч­ного и гуманитарного вещественного преподавания. Посколь­ку, возможно, рисование и ручной труд должны стать в самые тесные отношения и взаимно поддерживать друг друга. (...)

...Далее вполне объяснимо, что педагогические мыслители стре­мились органически включить преподавание труда в учебный план, т.е. определить его как орган некоторого организма в отношении объёма, цели и метода, чего до сих пор ещё не удалось достигнуть. Если мы станем рассматривать ученика как члена жизненной сре­ды, которая воздействует на него и на которую он в свою очередь реагирует, то ручной труд как материальное изображение будет оп­ределён нами в его педагогической сущности наряду с другими фор­мами изобразительной деятельности, и тем самым будет решена наиболее основательно и широко проблема «обучения труду».

Пинкевич А.П. Марксистская педа­гогическая хрестоматия XIX–XX вв. Т. 1. –

М., 1928. – С. 409–414.