logo search
ИПиО (озо) Бак

Из истории Болонского процесса

Начало Болонского процесса предопределено всем многообразием мероприятий, осуществляемых в ЕС с 1984 года, когда Европейская Комиссия выступила с инициативой создания условий для повышения мобильности человеческого капитала на европейском рынке труда.

Европейские высшие учебные заведения, следуя фундаментальным принципам, сформулированным в университетской хартии «Magna Charta Universitatum», принятой в Болонье в 1988 году, предприняли первые шаги по построению зоны европейского высшего образования.

Сорбонская декларация от 25 мая 1998 года обосновала создание зоны европейского высшего образования как ключевого пути развития мобильности специалистов с возможностью их последующего трудоустройства.

В июне 1999 года в Болонье министрами образования 29 Европейских стран была подписана «Декларация о Европейском пространстве для высшего образования» (Совместное заявление европейских министров образования). Конференция и Декларация явились ключевым документом нового этапа процесса гармонизации национальных систем с целью создания общеевропейского пространства высшего образования. Декларация отражает усилия правительств и европейских институтов найти общеевропейский ответ на общеевропейские проблемы. Долгосрочная цель программы действий, начало которой положила Болонская декларация, - «создание общеевропейского пространства высшего образования с целью повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентно способности европейского высшего образования».

Основные задачи, которые должны быть выполнены до 2010 года, включают:

  1. Введение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов, в том, числе и при помощи внедрения вышеописанного инструмента «Приложение к диплому».

  2. Введение двухуровневой системы подготовки во всех странах: первая ступень - бакалавр (не менее трех лет), и вторая ступень - магистр и/или докторская степень.

  3. Создание системы кредитов аналогичной Европейской системе перезачета креди-тов, принятие общего рамочного подхода к квалификациям уровня бакалавров и агистров, обеспечение «сопоставимости» дипломов и отдельных курсов.

  4. Повышение мобильности студентов, преподавателей и исследователей.

  5. Развитие сотрудничества в сфере обеспечения качества образования с целью создания сопоставимых критериев и методологий.

  6. Усиление «Европейского измерения» в высшем образовании.

В процессе активно участвуют национальные министерства образования, сеть национальных информационных центров по признанию дипломов, Европейская Комиссия, университеты стран ЕС, Конфедерация ректоров ЕС и Ассоциация Европейских университетов.