logo search
ИПиО (озо) Бак

4.1.Школы Древнего мира.

Система воспитания в Афинах.

По совершенно понятным причинам источники V-IV вв. наиболее полно освещают вопросы организации воспитания и обучения, относящиеся к жизни состоятельных, полноправных афинских граждан, занимающих господствующее положение в рабовладельческом обществе того времени <…>.

Молодое поколение – мальчики до семи лет, девушки до замужества – состоятельного, полноправного афинского общества проводило свою жизнь в семейной обстановке.

Во всех домах более или менее состоятельных афинских граждан были специальные женские отделения. Вход постороннему в эти отделения был решительно запрещён. Таким образом, лишь в узком кругу семейной жизни афинская женщина могла проявить некоторую долю самостоятельности. <…>

Необходимо отметить, что вся система воспитательной практики строилась на религиозной основе.

Ребёнок до семи лет жизни находился под наблюдением матери. В состоятельных семьях попечение о ребёнке возлагалось на кормилицу (часто рабынь из Лаконии). <…>

Совершенно иной путь образования открывался перед семилетними мальчиками: им предстояло пройти через ряд школьных этапов.

Слово «учебное заведение» по-гречески обозначалось прежде всего словом «дидаскалейон», однако и наше слово «школа» - также греческого происхождения. Слово «схолэ» в греческом языке означало покой, отдых, досуг, а также и времяпрепровождение на досуге. Вслед за этим прямым смыслом данным словом стали обозначать беседы философов с их учениками, а далее – и школьные занятия вообще.

Конечно целью образовательной работы в многолетней афинской школе являлось прежде всего осознание себя как полноправного члена избранного состоятельного афинского общества.

Поскольку принадлежность к такому обществу уже гарантировала прочную материальную базу (на счет неполноправных и рабов), задачи воспитательной и учебной работы сводились прежде всего к тому, чтобы приобрести ряд таких знаний и навыков, которые поднимали бы личную индивидуальную культуру полноправного гражданина, являлись бы его атрибутами как «свободнорожденного» эллина и давали бы ему возможность разнообразно проводить его свободное время, его досуг. В связи с этим и на то учреждение, где культивировалось это искусство, было перенесено обозначение его конечной цели.

Понимаемое так воспитание имело, как то следует из предыдущего, две задачи – «всестороннее» (в классовом смысле) интеллектуальное развитие и такую же культуру тела.

Разрешение указанных двух задач на первых годах обучения брали на себя раздельно частные мусические и гимнастические школы: посещение мусической школы ориентировочно падало на возраст от семи до шестнадцати лет, с двенадцати лет сюда присоединялось также посещение школы гимнастической, а в дальнейшем (от шестнадцати до восемнадцати лет) – государственных гимнасиев.

Этот образовательный путь заканчивался двухлетней эфебией (от восемнадцати до двадцати лет) – военной службой, соединенной с рядом образовательных моментов. <…>

Нам представляется совершенно очевидным, что в условиях платности частных многолетних мусической и гимнастической школ они могли быть предназначены в основном лишь для имущих групп населения.

При этом, однако, необходимо допустить, что дети менее состоятельных родителей также вступали в эти школы, оставаясь в них не до полного окончания «курса», но то число лет, которое соответствовало материальным возможностям семьи.<…>

В то же время мы можем допустить, что наряду с этой законченной системой мусической и гимнастической школ существовали частные школы, не образовывающие какой-либо системы, с различными, но, конечно, более или менее краткими сроками обучения. Школы эти в таком случае могли ставить перед собой чисто практические задачи: за небольшое вознаграждение помочь овладеть техникой чтения и письма, знакомство с которой имело свое значение в любых имущественных слоях полноправного населения крупного торгового города. <…>

Переходя к понятию многолетней мусической школы необходимо отметить, что оно в греческой практике означало «искусство муз», всю область литературы, искусства и науки, которой ведали эти богини и которая соответственно до некоторой степени отмежевалась от гимнастики – искусства, связанного с культурой тела. Таким образом, мусическая школа была «общеобразовательною» школой, ставящей своею задачей дать ученикам прежде всего литературное и музыкальное образование на соответствующей классовой основе и далее ознакомить их с элементами других наук, и притом без примеси какой-либо профессионализации.<…>

Одним из существенных обстоятельств в данном случае было то, что ученик одновременно с мусической школой посещал школу гимнастическую (начиная с двенадцати лет), а также и то, что основные занятия мусичесской школы заканчивались к 14 годам жизни ученика, и последние два года параллельных занятий в мусической и гимнастической школах строились так, что центр тяжести работы лежал на занятиях в последней, а не в первой школе.

Гимнастическая школа находилась под покровительством бога Гермеса, являлась частным учреждением. Какое же место гимнастические школы занимали в общей системе греческого образования наряду с мусическими? По этому поводу Платон в «Протагоре», дав описание мусической школы, говорит: «Так ещё, кроме того, посылают детей в школу гимнастики, чтобы лучшие тела были у них на службе дельного разумения и не приходилось им от плохого свойства тел плоховать и на войне и в прочих делах».<…>

Своеобразным созданием греческой классовой культуры являются гимнасии. Гимнасиями назывались государственные учреждения, предназначавшиеся для дальнейшего усовершенствования в области гимнастики той молодёжи, которая окончила занятия в мусической и гимнастической школах. В Афинах насчитывалось три гимнасия, содержавшихся на государственные средства: Ликей, Академия и Киносарг. Молодёжь в гимнасиях в среднем прибывала в течение двух (от шестнадцати до восемнадцати) лет. Сюда, в гимнасии, зрелые, свободные от каких-либо занятий люди собирались с целью приятно провести время, поделиться новостями ( что имело большое значение ввиду отсутствия газет) понаблюдать за состязаниями молодёжи – прежде всего в области гимнастики, послушать популярного философа и т.д. <…>

Образовательный путь полноправного афинского гражданина замыкался отбыванием воинской повинности в условиях так называемой эфебии. Эфебия являлась обязательной для молодых людей (от 18 до 20 лет), принадлежавших к трём высшим «классам». На лиц, призывавшихся в эфебию, каждый год составлялись специальные списки (средним числом до 1000 человек), которые и сохраняли свою силу по окончании эфебии на сорок лет, поскольку обязательство военной службы распространялось до 60 лет (на основе государственных призывов в случае войны). <…>

В нашем распоряжении нет отчётливых данных, на основе которых можно было бы судить о времени возникновения этой системы народного образования. Бесспорным представляется только то, что могущественный подъём сил Афин после разгрома персов содействовал её более полному оформлению.<…>

Система воспитания в Афинах (V-IV вв.)

Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики / М., Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР.-1940. - с. 32-90.