logo search
Selevko_G_K_Sovremennye_obrazovatelnye_tekhnol

Особенности методики

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

В I и II вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяс­нении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инст­румента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

- источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учите­ля и книгу);

- наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультиме­диа и телекоммуникации);

- индивидуальное информационное пространство;

- тренажер;

- средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

- средство подготовки текстов, их хранения;

-текстовый редактор;

- графопостроитель, графический редактор;

- вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результа­тов в различном виде);

- средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

-программировании, обучении компьютера заданным процессам;

- создании программных продуктов;

-применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.

Досуговая среда организуется с помощью:

- игровых программ;

-компьютерных игр по сети;

- компьютерного видео.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции.

• Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

• Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабо­тах мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.

• Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помо­щи, индивидуальный «человеческий» контакте ребенком. С помощью компьюте­ра достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

• Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства я системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержани­ем определенного учебного курса.

Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания ком­пьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (ком­пьютерной грамотности) входят:

- знание основных понятий информатики и вычислительной техники;

- знание принципиального устройства и функциональных возможностей ком­пьютерной техники;

- знание современных операционных систем и владение их основными коман­дами;

- знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функ­циями;

- владение хотя бы одним текстовым редактором;

- первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программи­рования;

- первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.

Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культу­рой представляет Всемирная компьютерная сеть - Internet:

• переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;

• привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хра­нилищ мира;

• интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы. Примечания. Одним из направлений информационных технологий является использование аудио - и вцдеосрсдатв (ТСО). Поэтому наряду с компьютерными технологиями говорят об аудиовизуальных технологиях обучения, в которых значительная часть управления познавательной деятельностью учащихся осуществляется с помощью специально разработанных аудиовизуальных учебных материалов.

Комбинация компьютерных обучающих программ с телекоммуникационной сетью является разновидностью дистанционного обучения (обучения на расстоянии).

Литература

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994.

2. Беспалько А.Я. Программированное обучение. Дидактические основы. - М., 1970.

3. Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. - М., 1971.

4. Вильямс P. и др. Компьютеры в школе. - М., 1988.

5. Гейн А.Г. Основы информатики и вычислительной техники. –М., 1991.

6. Дидактические основы компьютерного обучения. - Л., 1989.

7. Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере. - М 1988.

8. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого - М.: РПА, 1996.

9. Петрусинский НВ-В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. - М., 1987.

10. Подластый И. 0пираясь на закономерности // Народное образование. _ 1991. -№3

11. Политика в области образования и новые информационные технологии // Информатика и образование. -1996.-№ 5.

12. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.

13. Розенберг И.М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика - 1989.-№3.

14. Талызина Н.Ф. Контроль и его функции в учебном процессе // Советская педагогика.-1989.-№3.

15. Управление, информация, интеллект / Под ред. А.И.Берга и до - М., 1976.

16. Шеншев Л.В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс?// Педагогика. -1992 -№11.