logo search
ИПиО (озо) Бак

4.4.1.Опыт экспериментальных учебных заведений в странах западной европы и сша «Новые школы» (с. Редди, Дж. Бэдли, э. Демолен)

В начале XXвека в ряде западноевропейских стран возникли средние учебно-воспитательные учреждения – «новые школы», которые должны были отвечать следующим условиям:

  1. организация школьного образования на основе нетрадиционных педагогических идей: следовало использовать данные детской психологии, осуществлять совместное обучение, вести трудовую подготовку, обеспечивать свободную деятельность ребенка согласно его интересам и склонностям;

  2. умственное воспитание с учетом индивидуальных наклонностей детей; преподавание, основанное на фактах, опытах, наблюдениях; обеспечение самостоятельности ученика; организация индивидуальной и коллективной работы учащихся; каждый ученик должен был иметь собственный график изучения школьной программы;

  3. нравственное воспитание через организацию самоуправления учащихся.

Первая «новая школа» для мальчиков была создана Сесилем Редди в 1989 году. Сесил Редди (1858–1932) окончил естественнонаучный факультет Эдинбургского университета. Совместно с поэтом-социалистом Э. Карпентером С. Редди разработал проект «новой школы» (1888), а в 1889 году открыл школу-интернат для мальчиков в Абботсхолме, директором которой был до 1927 г. Размещение школы в сельской местности было обусловлено взглядами С. Редди на общение с природой как на решающий фактор правильного воспитания. Школа была платной, доступна лишь для детей из привилегированных сословий. Цель С. Редди состояла в воспитании общественных лидеров, способных восстановить престиж британской нации. Школьный день делился на 3 части: утром – академические занятия, днем – спорт и труд, вечером – отдых и творческая деятельность. Занятие музыкой и искусствами были неотъемлемой частью повседневной жизни детей.

В 1893 году начавший свою деятельность в Абботсхолме Джон Бэдли открыл в Великобритании Бидельскую школу-интернат в сельской местности. Здесь в 1893 году впервые в стране было введено совместное обучение. Цель воспитания – разностороннее развитие школьников – умственное, нравственное, физическое. Нетрадиционным было усиление внимания к предметам современного образования. Практиковалось разделение учащихся по способностям: классические языки или естественнонаучные дисциплины. До 10% учебного времени занимал ручной труд.

Во Франции «новую школу», под названием де Рош, возглавил в 1898г. Эдмон Демолен (1852–1907) – французский историк, социолог и педагог, один из инициаторов нового воспитания. В ней было до 50 воспитанников и 5–6 преподавателей. Школа располагалась в живописном уголке Нормандии. Целью школы было формирование активных деятелей общества. Учебная нагрузка была меньше, чем в обычной школе. Высвободившееся время отводилось на практические работы, художественные занятия и культурный досуг – декламация, танцы, ваяние, посещение концертов, лекций. В де Рош детское самоуправление строилось по принципу парламентского республиканского устройства.

Литература

1. Джуринский, А. Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития / А. Н. Джуринский.– М., 1993.– С. 115–121.

2. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов.– М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.– Т. 1. С. 250–251., Т. 2. С. 254.