Глава IV. О гимназиях
134. Учреждение губернских гимназий имеет цель двоякую: вить способы приличного по званию их воспитания тем из молодых людей, кои не намерены или не могут продолжать учение в университетах; а готовящихся вступить в оные снабдить необходимыми для сего предварительными знаниями.
135. В каждом губернском городе назначается гимназия. В столицах и в других многолюдных городах, где может быть несколько гимназий, одна только именуется губернскою, и директору оной подчинены все прочие в губернии училища. По обстоятельствам и усмотрению высшего начальства гимназии учреждаются и не в губернских городах; особенные для сих заведений правила долженствуют быть соображаемы с их местным положением и общими постановлениями по учебной части.
136. Гимназии открываются с разрешения министра народного просвещения и состоят в ведомстве одного из университетов.
137. Для управления и преподавания в губернских гимназиях назначаются: директор, инспектор, законоучитель из духовных и десять учителей наук и искусств. Сверх того, как главнейшая цель учреждения гимназий есть доставление средств приличного воспитания детям дворян и чиновников, то дворянство губернии, в коей находится гимназия, каждое трехлетие избирает из среды своей почетного оной попечителя. Сие назначение представляется министром народного просвещении на высочайшее утверждение.
138. Директор избирается университетом предпочтительно из имеющих ученые степени чиновников, исправлявших должность инспекторов в гимназиях. Он утверждается в сем звании министром народного просвещения.
139. Директор, кроме основательных знаний, необходимых для суждения о способности учителей и образе их преподавания, должен иметь и свойства, нужные для управления училищами, ему подведомственными; а по нравственности своей быть достоин доверенности правительства и родителей, коих дети поручаются его главному смотрению.
140. Инспектор назначается университетом и утверждается попечителем из старших учителей гимназии, отличившихся усердием, исправностью и успехами в преподавании.
141. Учителя определяются университетом, в ведомстве коего находятся гимназии, хотя бы приготовлялись к сему званию и в другом учебном округе.
142. Для производств канцелярских дел директор имеет при себе письмоводителя и писца.
143. Курс учения в губернских гимназиях разделяется на семь классов; для каждого назначается по одному году.
144. В оных преподаются: 1) закон божий, священная и церковная история; 2) российская грамматика, словесность и логика; 3) языки: латинский, немецкий и французский; 4) математика, до конических сечений включительно; 5) география и статистика; 6) история; 7) физика; 8) чистописание, черчение и рисование.
145. В гимназиях, состоящих при университетах, обучают и языку греческому. По мере нужды и возможности преподавание оного будет вводимо и в прочие губернские гимназии.
146. Преподавание разделяется между учителями следующим образом: 1) обучает закону божию, священной и церковной истории; 2) логике и российской словесности; 3) российской грамматике и географии; 4) истории и статистике; 5) математике; 6) высшим частям математики и физике; 7) и 8) латинскому языку; 9) немецкому; 10) французскому; 11) рисованию и черчению. В гимназиях, где введено преподавание греческого языка, для сего определяется особый учитель.
147. В областях где местный язык не есть российский, назначается учитель для преподавания правил сего языка. Обучающиеся оному могут с разрешения директора быть увольняемы от классов немецкого или французского языка.
148. Учителя наук исторических и математических древних языков и российской словесности называются старшими, а учителя русской грамматики, географии и новейших иностранных языков – младшими.
149. Учитель рисования обучает и чистописанию; он может по усмотрению своему собирать учеников двух классов в один.
150. Принятие учеников в гимназию бывает однажды в году перед началом курса. Поступающие в первый класс должны уметь читать и писать и знать первые правила арифметики; ученики могут поступать прямо во второй, третий и даже в четвертый класс, если на испытании перед инспектором и старшими учителями докажут, что уже имеют достаточные сведения в тех частях наук, кои преподаются в нижних классах. Директор наблюдает, чтобы в первый и второй классы принимались дети не моложе десяти лет, а в третий и четвертый – не моложе двенадцати.
151. Учение в гимназиях продолжается во весь год, за исключением лишь обыкновенной летней вакации; время оной определяет университет, но во всяком случае на сей отдых назначается не более одного месяца.
152. В нижних классах гимназий преподавание, за исключением лишь воскресных и других положенных в табель праздничных дней, бывает ежедневно по шести часов и каждый урок продолжается полтора часа. В четырех высших классах вообще наблюдается то же правило, но по средам учение в оных бывает только поутру...
154. По окончании летней вакации ученики всех классов подвергаются испытанию в присутствии инспектора, директора и почетного попечителя гимназии...
158. Обязанности всех вообще учителей определяются их важным назначением: образовать умы и сердца вверяемых им юношей.
159. Учителя должны внушать ученикам своим, что преподавание их есть только руководство для достижения познаний, кои приобретаются не иначе, как собственными усилиями.
160. Соответствуя возрасту учащихся, сие руководство может быть двух родов. В нижних классах учитель должен более объяснять и часто повторять свои объяснения, но стараясь и тогда уже посредством вопросов и задач приучать детей рассуждать, соображать, одним словом, действовать умом своим. В классах высших сия умственная деятельность учеников по указаниям учителя долженствует быть еще усилена. Простое диктование уроков, служащее лишь к механическому затвержению наизусть, ни в каком случае не дозволяется.
161. Учителя и во время преподавания, и вне классов, особливо в сношении с учениками, обязаны не забывать важности своего звания, стараясь всегда по возможности действовать на юные души воспитанников, служа для них примером благонравия, трудолюбия, точного, ревностного исполнения долга и строгого наблюдения не только правил чести, но и необходимых приличий общежития.
162. Наблюдая характер и расположение учеников своих, они должны уметь избирать приличнейшее время и средства, чтобы сделать свои наставления или советы истинно действительными и полезными. Они должны также уметь иногда быть снисходительными, особливо к слабостям, к недостатку способностей и к неумышленным поступкам: не всякая неисправность, даже не всякая вина заслуживает строгого взыскания, и строгость наставников, подобно отеческой, не должна иметь вида запальчивости или суровости; равно как и снисходительность его, всегда основанная на благоразумии, не должна быть похожа на пристрастие или излишнее мягкосердие...
166. Директор есть хозяин гимназии и начальник всех казенных училищ, в губернии находящихся; его надзору подчинены пансионы и другие частные учебные заведения губернии...
194. Важнейшие дела и в особенности все, что касается до принятия мер к улучшению учебных заведений, директор предлагает на общее рассуждение Совета гимназии.
195. Инспектор есть помощник директора во всем, что касается до надзора за преподаванием и нравственною частью воспитания в гимназии. В отсутствие директора он вступает во все его права и обязанности...
207. На основании § 194 для рассмотрения важнейших дел, как собственно касающихся до гимназии и пансиона оной, так и по всему ведомству дирекции, составляется особый Совет из директора, инспектора и старших учителей...
208. Определения Совета гимназии, объявляемые директором, исполняются беспрекословно, когда оные не противоречат общим установлениям, положениям сего устава или предписаниям высшего начальства...
211. Совету гимназии предоставляются все общие соображения по разным частям учебных заведений, в дирекции гимназии находящихся, изыскание средств для улучшения состояния оных и определение мер для пресечения или предупреждения злоупотреблений и беспорядков.
212. Совет гимназии занимается также усовершенствованием способов преподавания и через лучшее применение оных к возрасту и понятиям учащихся старается, облегчая труды их, сделать их успешнее; всего же более он печется о принятии мер для сохранения и утверждения хорошей нравственности между воспитанниками...
233. Отличившиеся ученики гимназии принимаются по конкурсу в университет на казенное содержание, но с обязательством прослужить не менее шести лет в ведомстве училищного начальства.
234. Окончившие полный курс учения в гимназии и удостоенные похвальных аттестатов принимаются в гражданскую службу предпочтительно тем, кои не обучались в гимназиях...
235. Те из удостоенных при выпуске похвальными аттестатами, кои сверх прочих наук обучались и греческому языку, определяются в гражданскую службу прямо четырнадцатым классом и получают соответствующие оному места. Отличнейшие между ними награждаются золотыми или серебряными медалями, по усмотрению Совета гимназии и с утверждения университета...
- Рецензенты –
- Содержание
- 1. Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современные трактовки истории педагогики как области педагогической науки.
- 2.Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.
- 3.Основные авторские педагогические системы прошлого
- 4. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристика образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом.
- 1.2. Зарубежные и отечественные учёные о сущности, целях и задачах истории педагогики как науки. Карл шмидт.
- Л.Н. Модзалевский.
- Г.Б. Корнетов.
- 2.Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.
- 2.1. Истоки гуманистических идей педагогики. Мыслители Древнего мира о воспитании. Конфуций.
- Самобытность мудрости.
- Афоризмы.
- Демокрит.
- Из фрагментов о воспитании.
- Афоризмы.
- Сократ.
- Позиция мудрости и презентационные утверждения.
- Афоризмы.
- Платон.
- Из работы «Государство».
- Афоризмы.
- Аристотель.
- Из работы «Политика».
- Марк Фабий Квинтилиан.
- Из работы «о воспитании оратора».
- Глава I.
- Глава II.
- Глава III.
- 2.2. Мыслители-гуманисты эпохи Возрождения о воспитании и образовании. Томмазо Кампанелла.
- Идеи, афоризмы, высказывания. Из работы «Город Солнца».
- Франсуа Рабле.
- Идеи, афоризмы, высказывания. Из работы «Гаргантюа и Пантагрюэль».
- Мишель Монтень.
- Презентационные высказывания. Из работы «Опыты».
- 2.3. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России.
- Об Общественном договоре, или Принципы политического права книга I
- Глава VI
- Глава VIII
- Глава XI
- Л.Н.Толстой
- Глава XIII.
- 17 Февраля
- О законе
- 28 Января
- 24 Июля
- 26 Сентября
- 8 Декабря
- Презентационные высказывания зарубежных мыслителей. О законах и законности.
- О правосудии.
- О свободе и дисциплине
- 3.Основные авторские педагогические системы прошлого
- 3.1. Зарубежные Педагогические концепции, теории и системы Западной Европы XVII-XIX вв. Ян Амос Коменский.
- Педагогические идеи и находки (из работы я.А. Коменского “Великая дидактика”). Об образовании.
- Об обучении.
- О воспитании.
- О школе.
- Об учителе.
- Джон Локк.
- Выдержки из работы «Мысли о воспитании»
- Жан-Жак Руссо.
- Выдержки из работы «Эмиль, или о воспитании».
- Иоганн Генрих Песталоцци.
- Презентационные высказывания. О воспитании, образовании и природосообразности.
- Об идее и методе элементарного образования.
- О соединении обучения с производительным трудом и о трудовом воспитании личности.
- Иоганн Фридрих Гербарт.
- О педагогике как науке и искусстве воспитания.
- О воспитывающем обучении и многосторонности интереса.
- Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег.
- Выдержки из работы ф.А.В. Дистервега
- 3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика,
- 4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, ещё не нужно,
- 5. Обучай наглядно!
- 6. Переходи от близкого к далёкому, от простого к сложному,
- 7. Веди обучение не научным, а элементарным способом!
- 4.Правила обучения, касающиеся учителя.
- 3.2. Российские Педагогические концепции, теории и системы XIX вв. Константин Дмитриевич Ушинский.
- Научно-практическое назначение педагогики.
- О пользе педагогической литературы.
- Предисловие к первому тому "Педагогической антропологии"
- О народности в общественном воспитании.
- Труд в его психическом и воспитательном значении.
- Лев Николаевич Толстой.
- О народном образовании.
- Пётр Фёдорович Каптерев.
- Педагогический процесс.
- Часть 1. О сущности педагогического процесса. Педагогический процесс с внешней и внутренней стороны.
- Свойства педагогического процесса с внутренней стороны.
- Об отношении между материальной и формальной сторонами педагогического процесса.
- 3.3. Отечественные Авторские Педагогические концепции, теории и системы советского периода. Павел Петрович Блонский.
- Из статьи «Задачи и методы новой народной школы».
- 1. Современная и новая школа.
- 2. Основной принцип новой школы.
- 7. Человеческая общественно-трудовая жизнь
- 8. Генетический метод как единственный способ органического развития сознания детей.
- 9. Школа социального труда.
- 11. Воспитание сердца в школе.
- 12. Учитель, стань человеком!
- Из книги «Основы педагогики». Политехническое образование.
- Станислав Теофилович Шацкий.
- Из статьи “Предисловие к книге «Годы исканий»”.
- Из статьи «Изучение жизни и участие в ней» (по поводу программы гуСа).
- Глава I.
- Глава II.
- Антон Семёнович Макаренко.
- Макаренко об общих и методических вопросах теории и практики воспитания. Из работы «Цель воспитания».
- Из работы «Некоторые выводы из моего педагогического опыта».
- 16 Октября 1938 г.
- Из работы «Методика организации воспитательного процесса».
- 14. Перспектива.
- 15. Стиль работы с коллективом.
- Из лекций «Проблемы школьного советского воспитания». Лекция 1 «Методы воспитания».
- Лекция 3 «Педагогика индивидуального действия».
- Макаренко о семейном воспитании. Из лекции «Общие условия семейного воспитания».
- Из лекции «о родительском авторитете».
- Из лекции «Семейное хозяйство».
- Из лекции «Воспитание в труде».
- Из работы «Семья и воспитание детей».
- Василий Александрович Сухомлинский
- О гражданском и патриотическом воспитании. Из работ «Рождение гражданина», «Как воспитать настоящего человека».
- 4. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристика образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом.
- 4.1.Школы Древнего мира.
- Спартанская воспитательная система.
- Воспитание и образование в спарте
- 4.2. Средневековые школы и университеты. Авторская «Школа радости» Витторино да Фельтре.
- Из Постановления папского легата о студентах и магистрах парижских школ (1215).
- Из стихов вагантов Нищий студент
- Доброе старое время
- 4.3 Развитие школы в России XIX века. Устав учебных заведений, подведомых университетам (1804 г.)
- Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов (1828 г.)
- Глава 1. Положения общие
- Глава II. О приходских училищах
- Глава III. Об уездных училищах
- Глава IV. О гимназиях
- Глава V. О пансионах при гимназии
- 4.4. Зарубежные и отечественные авторские школы XX века.
- 4.4.1.Опыт экспериментальных учебных заведений в странах западной европы и сша «Новые школы» (с. Редди, Дж. Бэдли, э. Демолен)
- Сельские воспитательные дома
- «Новые школы» в Саммерхилле (а. Нейл) и Дарингтон-Холле (Великобритания)
- Школа а. Лихтварка
- Вальдорфская школа (р.Штайнер)
- Система управления школой:
- «Дом ребенка» м. Монтессори
- Школа «Дальтон-план» (е. Пархест)
- Школа б. Рассела
- Начальные школы в Западной Европе (при Иенском университете)
- Школа г. Шаррельмана
- Школа для жизни о. Декроли
- Начальная школа с. Френе
- Экспериментальные начальные школы в сша Лабораторная школа Джона Дьюи
- Начальная школа е. Коллингса
- Начальная школа к.Уошборна
- Начальная школа а. Флекснера
- 4.4.2. Отечественные авторские школы XX века. Школа м.П. Щетинина.
- Школа свободного развития.
- Русская школа.
- Школа самоопределения а.Н.Тубельского.
- Адаптивная школа е.Ш. Ямбурга.
- 5. Реформаторская педагогика конца XIX – начала XX века. Вильгельм Август Лай.
- Школа действия. Содержание основного педагогического принципа действия.
- Ручной труд.
- Мария Монтессори.
- О принципах моей школы.
- Георг Кершенштейнер.
- Школа будущего – школа работы.
- Владимир Михайлович Бехтерев.
- Вопросы общественного воспитания
- Константин Николаевич Вентцель.
- Культура и воспитание.
- Нравственное воспитание и свобода.
- 6. Основные реформы образовательной политики XX века.
- II. Основные начала школьной работы.
- III. Порядок и условия школьной работы.
- IV. Основные принципы самоуправления единой трудовой школы.
- V. Меры к проведению плана преобразования школ в жизнь.
- Основные принципы единой трудовой школы.
- 6.2. Отечественные системы школьного образоВаНия
- Раздел IV
- Раздел IX
- Закон российской федерации об образовании
- Глава I общие положения
- Глава II система образования
- Глава III. Управление системой образования.
- 7. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования. Интернационализация образования.
- Модели глобального образования
- «Декларация прав ребёнка» (1959 г.)
- «Конвенция о правах ребёнка» (1989 г.)
- Часть I
- Болонский процесс.
- Из истории Болонского процесса
- Текст Болонской декларации
- Европейское пространство высшего образования
- Совместное заявление европейских Министров образования,
- Подписанное в Болонье 19 июня 1999 года