logo search
Selevko_G_K_Sovremennye_obrazovatelnye_tekhnol

Особенности содержания и методики

Вычленив некоторую порцию материала, математическое содержание которого лети должны усвоить, учитель обдумывает, какая именно организация работы учеников соответствует атому материалу.

Основная цель этапа первоначального знакомства - подготовить школьников к самостоятельному выполнению нужной работы, и сразу ее организовать.

С точки зрения традиционной педагогики ситуация весьма странная: дети еще ничего не знают, а уже должны начинать работать с новыми знаниями. С точки зрения теории Гальперина ситуация ординарная: надо предоставить в распоряжение детей такие краткие схематические записи - конспекты материала и способов работы с ним, которые позволяют, ничего предварительно не заучивая, непосредственно после разъяснений учителя, приступить к самостоятельной работе с новыми заданиями.

При традиционном обучении учитель, закончив объяснение, обычно просит задавать вопросы. Но их, как правило, не бывает: ученику трудно разобраться все ли ему понятно. Рассматриваемая схема организации обучения предусматри­вает, что каждый ученик выполняет своеобразные тесты - работу с конспек­тами. В результате он имеет возможность убедиться, что материал ему понятен либо у него возникают вопросы, на которые учитель отвечает непосредственно 5 ходе объяснения.

Школьнику может показаться, что тест выполнен правильно, в действительности же он допустил ошибку. Чтобы этого не произошло, предусмотрена проверки правильности выполнения тестов. Каждый ученик получает шанс избавиться от недочетов в понимании объяснения.

Носителями тестов являются тетради с печатной основой.

Гальперин назвал первый этап усвоения этапом ориентировки в материале и способах работы с ним. Конспекты подлежащего усвоению материала он называет ориентирами, а конспекты, которые видаются ученикам в ходе объяснения, ориентировочными картами.

«В проблеме интеллектуальных возможностей ребенка существенное, если не решающее, значение получает четкость и уверенность ориентировки ребенка - задаче и материале действия. Когда ориентиры четко и устойчиво представлены на ориентировочной карте, ребенок уверенно ищет их (и только их!) и его не сбивают даже самые яркие, можно сказать, навязчивые свойства и отношения вещей. Поскольку они не отвечают признакам, указанным на ориентировочной карте, ребенок обходит их и обращается к тем признакам, которые не так заметны, но отвечают заданию. Более того, прочие свойства вещей, даже самые брос­кие, дети начинают считать несущественными не только в данных заданиях, но и «вообще несущественными» (П.Я.Гальперин).

В ТО учитель имеет возможность судить о правильности работы каждого из учеников в классе главным образом по конечному результату (после того, как работы учеников собраны и проверены). При данной технологии требуется, чтобы. учитель проконтролировал каждый шаг работы каждого ученика. Контроль на всех этапах усвоения - один из важнейших компонентов технологии. Он направлен на то, чтобы помочь ученику избежать возможных ошибок.

В учебном процессе используется четырехурочный цикл.

1) Урок объяснения. Здесь важно создать у учеников определенный уровень мотивации и обеспечить ориентировочную основу действий с новым материалом. Для этого применяются различные методы актуализации базовых опорных знаний: фронтальная беседа, сигнальные карточки, математические диктанты (с ТСО) и, наконец, работа в тетради с печатной основой. Ориентировочная основа действий (ООД) дается в готовом виде и обеспечивает деятельность исполнений.

2)Урок решения задач. Предполагает дифференцированные и индивидуализированные варианты: реши с помощью, реши вместе с товарищем, реши самостоятельно. ООД = СИ варьируется от полной до недостаточно полной, подталкивая каждого ученика к самостоятельному решению.

3) Урок общения в форме взаимопроверки, групповой работы, работы в парах. Каждый ученик отчитывается по всем основным теоретическим вопросам. При этом он использует различные варианты ориентировочной основы действий.

4) Самостоятельная работа организуется с помощью дидактических материалов и экспрессовых фронтальных способов контроля и самоконтроля. ООД формируется в самостоятельной работе, совершается постепенный переход от контроля к самоконтролю.

Литература

  1. Волович М.Б. Все это просто (о теории поэтапного формирования умственных действий) // Народное образование. - 1989. - № 10.

  2. Волович М.Б. Легкий предмет - математика (о теории поэтапного формирования умственных действий Гальперина) // Народное образование, - 1989. - № 9,

  3. Волович М.Б. Методические рекомендации учителю. - М.: Linka-press, 1995.

  4. Золович М.Б. Наука обучать. -М.: Linka-press, 1995.

  5. Волович М.Б. Система ориентиров - условие успешности обучения // Советская педагогика. -1988. - №4.

  6. Волович М.Б. Ключ к пониманию алгебры. — М.: Аквариум, 1996.

  7. Волович М.Б. Ключ к пониманию геометрии, — М., 1996.

  8. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., 1985.

  9. Талызина Н.Ф. формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.,1988.

  10. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука — учителю. — М.: Просвещение,.