logo search
ИПиО (озо) Бак

Из фрагментов о воспитании.

«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться».

«Многие многознайки не имеют ума».

«Должно стараться не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума».

«Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда, дурные же вещи сами собой производятся без труда. Ибо часто человека, у которого от природы весьма плохое состояние души, это заставляет помимо его воли быть дурным».

«Могут быть юноши умными и старики глупыми. Ибо научает мыслить не время, но раннее воспитание и природа».

«Постоянное общение с дурными развивает дурные задатки».

«Благоразумие отца есть самое действительное наставление для детей».

«Природа и воспитание подобны. А именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создаёт [ему вторую] природу».

«Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель, – стыду. Ибо по преимуществу из этих занятий обычно рождается стыд».

«Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье».

«Постоянный труд делается легче благодаря привычке».

«Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы».

«Отчего мы получаем добро, от того же самого мы можем получить и зло, а также средство избежать зла. Так, например, глубокая вода полезна во многих отношениях, но, с другой стороны, она вредна, так как есть опасность утонуть в ней. Вместе с тем найдено средство [избегнуть этой опасности] – обучение плаванию».

«У людей зло вырастает из добра, когда не умеют управлять и надлежащим образом пользоваться добром. Неправильно было бы подобные вещи относить к числу зол, [но должно] считать их благами».

«Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим».

См.: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. Пискунов А.И. - М., 1971. – С. 9-10.