logo search
ИПиО (озо) Бак

Школа самоопределения а.Н.Тубельского.

Автор: Александр Наумович Тубельский, кандидат педагогических наук, директор школы № 734 г. Москвы. Школа самоопределения - комплексное образовательное экспериментальное учреждение, в котором обучаются дети с 3 до 17 лет.

Концепция школы основывается на следующей антропологической позиции: появившись на свет, индивид начинает осуществлять свою предзаданность (А.Н. Тубельский), которая реализуется в онтогенезе в определённых культуросообразных формах мышления и деятельности (философии, религии, науке, искусстве, экономике, производстве и т.п.). Процесс образования есть развёртывание этой предзанятости, поиск, узнавание, формирование ребёнком образа "Я". Роль школы - создавать систему благоприятных условий для осуществления такого процесса.

Принципы школы самоопределения.

  1. Личностный смысл учёбы. Каждый учитель раскрывает свой собственный смыл курса или предмета, своё понимание его содержания, своё представление о деятельности.

  2. Межпредметные "погружения". Учителя вместе с детьми работают над одними понятиями или универсальными умениями. Вместо "правильного" вывода в конце "погружения" организуется рефлексия: что понял ученик про себя и про то, чем занимались на уроке.

  3. Рефлексия позволяет учителям осмысленно вместе с детьми проектировать и осуществлять образовательный процесс.

  4. Творческий экзамен является той образовательной ситуацией, где возможно накопление опыта самоопределения, где создаётся своеобразное поле для сопоставления своих представлений с представлениями других людей: товарищей, младшеклассников, учителей, различных субъектов культуры - писателей, поэтов, филологов и т.п.

  5. Разновозрастное взаимодействие и самоуправление учеников. Старшеклассники проводят уроки в младших классах. Это не столько готовит ребят к выбору педагогической профессии, сколько расширяет опыт самостоятельного действия и рефлексии. Старшеклассники проходят стажировки в других школах, по месту предполагаемой учёбы или работы.

  6. Совокупность образовательных пространств: учебного, игрового, трудового, художественно-творческого, в котором ребёнок приобретает опыт жизни. Предполагается взамен классно-урочной системы создавать насыщенную среду - пространство, наполненное людьми, различными материальными объектами для пробы сил, вещами и символами, имеющими культурный смысл. В свободном взаимодействии со всем этим ребёнок сможет образовывать себя.

  7. Педагогическая деятельность как искусство и исследование. Большинство учителей школы вовлечены в поисковую педагогическую работу. Ежемесячные семинары для коллег из разных школ России являются способом профессионального саморазвития учителей школы.

Структура школы. Подготовка детей к школьному периоду состоит не в формировании первоначальных навыков чтения, письма и счёта, а в подготовке к жизни в свободном образовательном пространстве школы, умению ориентироваться во взаимодействии с природой, культурой, другими людьми.

В начальной школе освоение общекультурных навыков чтения, письма, счёта ведётся в индивидуальном для каждого ребёнка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения своего опыта, чувств, интересов.

В основной школе главная задача состоит в обеспечении "пробы сил" подростка в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской, физкультурно-спортивной деятельности. Кроме обязательных предметов выделяется время для уроков по выбору, а также для занятий в кабинетах-лабораториях для работы над самостоятельно выбранными темами и проектами.

В старшей школе за исключением нескольких обязательных предметов обучение ведётся по индивидуальным учебным планам, которые составляет сам ученик. Основная форма учебного процесса - мастерская, которой руководит учитель или приглашённый специалист. Для желающих освоить все курсы базисного учебного плана введены "интенсивы", где за короткое время можно освоить государственный образовательный минимум.

Учебный процесс. Основной организационной формой учебно-воспитательного процесса является "погружение", когда в течение нескольких дней изучается только один предмет, причём тема, виды работ, критерии оценки продвижения и форма зачёта вырабатываются детьми вместе с учителем.

В разновозрастных группах вместе с воспитателем дети "проживают" различные события индивидуальной и коллективной жизни, смену времён года, традиционные праздники, играют в ролевые игры, имитирующие занятия взрослых, сюжетные игры в театр, цирк, музей и т.п.

Принципиальным является отказ от программирования деятельности детей, воспитатель должен угадать их насущную потребность в той или иной деятельности, преобладающее настроение группы и отдельного ребёнка, создать условия для взаимодействия, самовыражения и самодеятельности.

Особенностью учебного занятия в школе самоопределения является его версионный характер, когда содержание курса или темы представляется в виде нескольких равноправных гипотез, различных способов работы, предлагаемых учителем, учениками и существующих в культуре.

Один день в неделю посвящается трудовой подготовке - учащиеся сами определяют виды деятельности, которыми хотят овладеть: изготовление изделий из дерева, металла, шитьё и конструирование одежды, кулинария, художественные ремёсла, программирование, библиотечное дело, воспитание дошкольников и т.п. Через два месяца ученик может сменить мастерскую. Таким образом, в течение нескольких лет подросток может попробовать себя в разных видах труда.

Особое место занимают мастерские по общеобразовательным и дополнительным предметам, в которых происходит передача способов работы: естественнонаучного исследования, текстологического анализа художественного произведения, исследования исторических первоисточников, средств создания произведений прикладного искусства в керамике или батике и др. Учителя-мастера ученик выбирает сам из числа учителей, работающих в школе (с их согласия). Позиция ведущего мастера - это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий.

Балльной системы оценивания не существует, в конце учебного периода составляется качественно-содержательная характеристика, в которой отмечаются продвижения ребёнка в освоении и выращивании способов работы, даются рекомендации как повысить эффективность учёбы, совершается также переход от оценки к самооценке.

Учебный год завершается творческими экзаменами, на которых проводится защита самостоятельной работы, готовящейся в течение года. Такая защита, проводимая открыто в присутствии приглашённых учениками родителей и товарищей, является демонстрацией и показателем индивидуального продвижения детей.

Школа самоопределения. Шаг второй. / Ред. и сост. А.Н. Тубельский. –

М.: АО «Политекс», 1994.