logo search
ИПиО (озо) Бак

Русская школа.

Автор: Иван Фёдорович Гончаров, доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского педагогического университета. Объединил в системе обучения три направления русской национальной школы: историко-этнографическое (былины, сказания, русские народные песни и музыка, хоровое пение, родиноведческий материал); православное (молитвы, Жития святых, духовная музыка, церковное песнопение); общеобразовательную и общекультурную подготовку, обращённую в будущее.

В основе Русской школы - три идеи:

  1. Душевная и нравственно-духовная красота как идеал отечественной культуры. Школа как мастерская гуманности, доверия и взаимопомощи.

  2. Сотворчество воспитателя и воспитанника, совместное созидание, соразвитие, соавторство с печатью высокой нравственности и эвристики. Соборность как единение учителя и ученика вокруг общего дела.

  3. Самоусовершенствование человека (Л.Н. Толстой) как основной инструмент развития и сохранения душевности и духовности.

Целевые ориентиры. Образование русского человека с национальным духовным характером.

Концептуальные положения.

♦ Русская школа - средство национальной самозащиты, а также форма защиты национального от националистического.

♦ Образование на уровне современных научных и хозяйственных технологий.

♦ Приоритет духовных ценностей: добра, истины, красоты, христианских идей веры, надежды, любви.

♦ Опора на концепции экологического, планетарного, ноосферного, космического мышления, сочетание принципов патриотизма и всемирного взаимоуважения народов.

♦ Ориентир на создание массовой регулярной школы как национального русского организма, продукт которого - широко образованные и преданные России люди.

Содержание образования определяется наукой, народностью и православием. Науку представляют учебные дисциплины по основным отраслям знания, история развития мировой и отечественной науки, разумное сочетание гуманитарных и естественных дисциплин. Народность - это отечественная культура: русский язык и литература, отечественная история и география, родная природа и др. Родной, русский язык изучается в россиеведческом аспекте: русскость русского языка, искусство русского слова, русского красноречия, речевой этикет, связь с историей. Православие - это не столько уроки о религии, сколько построение всего процесса воспитания на идеях, на духе, менталитете православия.

Школа диалога культур.

Диалог в данной школе не столько форма или способ обучения, сколько сущностная методологическая характеристика всего образования. Ученик проживает в ходе своего образования основные этапы развития человечества, ведя с ним диалог с позиций современности (соотношение филогенеза и онтогенеза).

В основе школы лежат идеи М.М. Бахтина о внутреннем диалоге, положения В.С. Библера о философской логике культуры, результаты исследований С.Ю. Курганова.

Образовательная система построена на следующих концептуальных идеях:

  1. Формирование у детей диалогического сознания, свободного от монокультурного восприятия действительности.

  2. Построение содержания образования на основе не сводимых друг к другу культур.

  3. Многоголосье мира (мир не един в своём проявлении, у каждого ребёнка тоже есть внутреннее многоголосье) и полифонический слух - умение слышать как минимум две точки зрения.

Структура школьного обучения:

1-2 классы: обучение строится вокруг "точек удивления", которые в дальнейшем становятся для детей предметами разноречия и диалогов. "Точки удивления" обозначаются в виде загадок числа, слова, явлений природы, момента истории, сознания человека, предметного орудия. Межвозрастные диалоги со старшими классами.

3-4 классы: античная культура во всей совокупности её форм. Но это не "погружение" ученика в античность с потерей его "всенаходимости", а диалог с ней. Эйдетическое (образное) мышление.

5-6 классы: культура средневековья. Причащающее средневековое мышление.

7-8 классы: культура нового времени, Возрождения. Рационалистическое мышление, разум - это всё.

9-10 классы: культура современности. Релятивизм (отсутствие единой картины мира).

11-й класс: специальный диалогический класс.

Автор программ для каждого класса - сам педагог. Вместе с учениками он обнаруживает некую сквозную "проблему-воронку", которая может стать основой 10-летней программы. Эта воронка есть уникальное для каждого класса средоточение удивлений, втягивающее в себя все проблемы, культуры и возрасты.

Функции диалога в школе: а) диалог - форма организации обучения; б) диалог - организация самого содержания изучаемых наук.

Особенности ведения урока-диалога:

  1. Переопределение общей учебной проблемы каждым учеником. Порождение им своего вопроса.

  2. Смысл занятий - в постоянном воспроизведении ситуации учёного незнания, сгущение учеником своего видения проблемы.

  3. Выполнение мысленного эксперимента в пространстве образа, выстроенного учеником. Цель: не решить проблему, а углубить её, вывести на вечные проблемы бытия.

  4. Позиция учителя: выслушивает все варианты решения проблемы, помогает в проявлении разных логик.

  5. Позиция ученика: оказывается в промежутке культур, что требует наличия от него собственного вúдения. Обучение строится на основе не учебников, а текстов-первоисточников.

Диалог в данной школе не есть проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний.

Школа диалога культур. / Сост. С.Ю. Курганов. – Красноярск, 1991.