logo search
ИПиО (озо) Бак

Основные принципы единой трудовой школы.

(выдержки из Декларации Государственной комиссии по просвещению, 16 октября 1918 г.)

<…> Школьная реформа после Октябрьской революции имеет, очевидно, харак­тер акта борьбы масс за знание, за образованность. Комиссариат просвещения обязан как можно скорее разрушить и в этой, быть может, важнейшей области классовые привиле­гии. Дело идёт при этом не только о том, чтобы сделать общедоступной школу как она есть, ибо такой, какой её сделал предшествующий режим, она для трудовых масс не го­дится: дело идёт о коренной перестройке её в духе школы подлинно народной.

<…> Новая школа должна быть не только бесплатной на всех ступенях, не толь­ко доступной и как можно скорее обязательной для того, чтобы она прочно укрепилась, она должна быть ещё единойитрудовой.

Что значит, что школа должна быть единой?

Это значит, что вся система нормальных школ от детского сада до университета представляет собою одну школу, одну не­прерывную лестницу. Это значит, что все дети должны вступать в один и тот же тип школы и начинать своё образование одина­ково, что все они имеют право идти по лестнице до её наивысших ступеней. <…>

…переход с одной ступени школы на другую должен быть обеспечен прежде всего наиболее талантливым, причём преимущество отдаётся детям пролетариата и бед­нейшего крестьянства.

Однако понятие единой школы не предполагает непременно её однотипности. <…> Новая школа должна быть трудовой… <…>

Требование введения труда как основы преподавания покоит­ся на двух совер­шенно различных основаниях, результаты кото­рых, однако, легко сливаются между со­бой.

Первым основанием является психология, научающая нас тому, что истинно вос­принятым является только воспринятое активно…

С этой точки зрения трудовой принцип сводится к активному подвижному творческому знакомству с миром…

Другим источником стремлений современной передовой шко­лы к труду является непосредственное желание ознакомить уче­ников с тем, что больше всего нужно им будет в жизни, с тем, что играет доминирующую роль в ней в настоящее время, с земледель­ческим и промышленным трудом во всех разновидно­стях его. <…>

На первой ступени преподавание покоится на процессах более или менее ремес­ленного характера… На второй ступени на первый план выдвигается промышленный и земледельческий труд в его современных машинных формах. Но вообще цель трудовой школы отнюдь не дрессировка для того или другого ремесла, а политехническое образо­вание, дающее детям на практике знакомство с методами всех важнейших форм труда, частью в учебной мастерской или на школьной ферме, частью на фабриках, заводах и т.п.

Таким образом, с одной стороны, ребёнок должен учиться всем предметам, гу­ляя, коллекционируя, рисуя, фотографируя, моделируя, лепя, склеивая из картона, наблю­дая растения и животных, растя их и ухаживая за ними. Язык, математика, история, гео­графия, физика и химия, ботаника и зоология – все предметы преподавания не только до­пускают творчески активный метод преподавания, но и требуют его. <…>

Можно не жалеть часов, затраченных щедро на труд; посвя­тив ему десять не­дельных часов, американцы убедились, что дети не отстали при этом в знаниях по другим предметам, но выигра­ли, так что введение труда, помимо других предметов, по свиде­тельству американских педагогов, экономизирует время. <…>

...Чрезвычайно важным принципом обновлённой школы явится возможно более полная индивидуализация обучения. Под индивидуализацией надо разуметь анализ со стороны преподавателей склонностей и особенностей характера каждого ученика и воз­можно более полное приспособление к его личным потребностям того, что даёт ему и что спрашивает от него школа. <…>

Высшей ценность социалистической культуры останется личность. <…>

Забота об отставших – это первая забота демократической школы, ибо отста­лость в подавляющем большинстве случаев объясняется не недостатком природных спо­собностей, а худшими условиями домашнего обихода. ...Пусть лучше не сразу нам удаст­ся осуществить меры в пользу особо преуспевающих, но пусть ни в коем случае отсталые не останутся без особых забот школы. <…>

Нельзя окончить описание, хотя бы суммарное… не остановивши внимания ещё на двух совершенно необходи­мых условиях её развития: она должна быть светской и об­щей для обоих полов. <…>

Вот почему нам доступно начало глубочайшего единства при максимальном раз­нообразии. Всё же насколько в обучении высокое место должно быть признано за инди­видуализирующим методом, настолько же в воспитании самой прекрасной задачей явля­ется создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом, что заложит в душу подростка, разви­вая соответственные наклонности в нём, широкую обществен­ность, способность реально, всем сердцем чувствовать себя соли­дарной частью великого целого. Добровольная дисциплина, дух взаимопомощи, объединённая работа, самоуправление на нача­лах полного равенства, хоровое начало повсюду, где оно воз­мож­но, разнообразные трудовые акты, устремлённые к созданию общего сложного резуль­тата, – вот принципы, которые… дадут нам того гражданина, какого нам нужно…

…Какие черты характера должны мы считать наиболее желанными – настойчи­вость, трудолюбие, дух солидарности и т.п. <…>

Как ни важен, однако, трудовой принцип в деле воспитания воли, характера и солидарности, – благотворные результаты в этих отношениях могут быть достигнуты лишь при правильно на­лаженном школьном быте. Сюда относится прежде всего брат­ское, любвеобильное, равное отношение учащих к учащимся. Уже отсюда следует, что никакая строгость, никакие наказания не мо­гут иметь места в обновлённой школе… “Умей занять детей” – вот единственное правило школьной дисциплины.

Учитель должен входить в интересы учеников… Уметь быть старшими детьми, старшими братьями разно­возрастной семьи, какой является школа.

Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для это­го они должны поль­зоваться правом самоуправления и прояв­лять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны возможно раньше чувствовать себя гражданами своей школы.

Школьное самоуправление учащихся можно разделить натри рубрики.

Во-первых, участие учащихся в руководящих советах школы…

Во-вторых, это самоуправление чисто ученических групп. <…>

В-третьих, ученикам должен быть предоставлен полный простор в деле органи­зации всякого рода обществ, постоянных или временных. <…>

…Общественное мнение учеников должно быть достаточно сильно и, когда нуж­но, должно проявляться в форме известного общественного приговора нарушителям того реального и свободного, но всё же прочного порядка, к которому устремляется шко­ла. <…>

Реальное выполнение намеченных здесь планов в огромной мере зависит от двух условий: во-первых, от средств, какими располагает государство; во-вторых, от степени подготовленности учительского персонала. <…>

Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. / Под ред. А.Н. Алексеева. – М.: Просвещение, 1972. – С. 71-81.