logo search
Selevko_G_K_Sovremennye_obrazovatelnye_tekhnol

Особенности методики

Метод поабзацной проработки текста (а.г.ривин). Разработана для изу­чения деловых статей или научных текстов в парах сменного состава.

Одновременно в классе изучается много разных тем. Практически каждый школьник имеет свою отдельную тему, которую он прорабатывает по очереди с разными товарищами, выступая поочередно то в роли слушателя (ученика), то в роли рассказчика (учителя). Оптимальное количество тем в группе девять-одиннадцать. Поэтому, если в классе тридцать-сорок учеников, то, следовательно, три-четыре одновременно «ведут», «специализируются» по одной и той же теме. По каждой теме подбираются пятнадцать - двадцать, а то и больше рассказов, которые распределятся между детьми.

Объем статей для изучения не должен быть слишком маленьким (не меньше одной страницы).

С самого начала перед каждым учеником ставиться цель: овладеть материалом данной ему статьи так, чтобы уметь ее рассказать. Ответить на все вопросы.

ГСО

КСО

организационные

  • Четкость, упорядоченность

  • Говорит один

  • Общение учащихся отсутствует

  • Молчание

  • Постоянное рабочее место

  • Отсутствует

  • Говорят все

  • Все общаются

  • Рабочий шум

  • смена

Дидактические

  • обучает профессиональный педагог

  • весь материал – сразу и для всех

  • мало самостоятельности

  • сотрудничество отсутствует

  • усвоение и применение – разнесены

  • обучают ученики

  • разные темпы и материал

  • полная самостоятельность

  • сотрудничество-основа обучения

  • максимально приближены

Развивающие

  • ученик – объект

  • уравниловка, усреднение способностей детей

  • систематический характер обучения

  • не учатся выступать

  • не умеют объяснять

  • ученик – субъект + объект

  • в соответствии с индивидуальными особенностями

  • спонтанный характер

  • учатся выступать, рассуждают, доказывают

  • развитие педагогических способностей

воспитательные

  • каждый работает на себя

  • отношения - неколлективистские

  • на себя и на других

  • отношения ответственной зависимости: коллективистские

Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя (рис. 13).

Пример: Оле учитель физики дал тему «Рефракция света в земной атмосфере». Оля приступа­ет к работе по своей теме с Петей. Книгу положили посередине, и один из них прочитал первый абзац текста. Вместе обсудили, о чем речь, и подобрали заглавие: «1) Возникновение рефракции света в земной атмосфере», записали в тетради.

Такую же работу они проделали по Петиной статье. После этого Оля перешила к Гале и вручила ей свою тетрадь. Галя прочитала заглавие и попросила рассказать ей о том, как возникает рефракция света в земной атмосфере.

Когда вопрос был выяснен, Оля прочитала следующий абзац, обсудили, вместе подыскали под­ходящее заглавие, и после согласования Галя записала Оле в тетрадь новое заглавие: «2) Определе­ние астрономической и земной рефракции». Все то же было проделано и по статье Гали.

Третий абзац Оля прорабатывала с Борисом, но сначала она ему изложила содержание двух предыдущих абзацев так, чтобы у него не было надобности их перечитывать. Борис в тетрадь Оли записал заглавие третьего абзаца: «3) Траектория светового луча, приходящего к земному наблюда­телю».

Оля сделала еще четыре встречи и проработала четыре абзаца (частя) текста. Каждому новому напарнику она излагала содержание того, что проработала с предыдущими товарищами, они читали и обсуждали вместе новую часть текста, озаглавливали, и каждый новый «сотрудник» записывал ей в тетрадь следующее заглавие. В результате получился план, состоящий из семи пунктов. В конце занятая Оля снова встретилась с Петей, которому изложила всю тему от начал? и до конца. К этому моменту Петя также заканчивал свою тему и мог уже полностью изложить ее Оле, ответить на ее вопросы, дать советы, как лучше эту тему изучить.

Работа Оли над изучением своей статьи (текста) с разными товарищами по очереди является типичной при использовании методики А. Ривина для изучения разных учебных предметов. Суть этой методики заключается в том, что каждый ученик получает свою особую тему (статью) и прорабатывает ее не в одиночку и не в паре с каким-то одним учеником, а постепенно, работая по очереди то с одним, то с другим, то с третьим одноклассником.

Когда ученик закачивает проработку статьи, тогда он еще раз ее всю перечи­тывает или просматривает, чтобы окончательно дать полное ее изложение кому-то из своих Требовательных товарищей либо выстегать перед малой группой, либо воспроизвести и ответить на вопросы учителя, либо сделать выступление перед классом. Возможно также и письменное изложение статьи.

Обратная методика Ривина: учащиеся находят и прорабатывают различ­ные литературные источники по теме и сами составляют текст.

Методика «Обмен заданиями» (M.A.Mкртчян). Работа начинается с ввода или так называемого «запуска» раздела. Преподаватель, работая индивидуаль­но с каждым по очереди, объясняет, как решается задача «а» того задания, кото­рое должен выполнить ученик. Дает теоретическую консультацию, записывает решение задачи прямо в тетрадь ученика. Задачу «б» своего задания ребята реша­ют самостоятельно, а правильность решения проверяют у преподавателя. После проверки ученику ставится в таблице учета «+».

Раздел считается введенным в работу (запущенным в технологический про­цесс), если каждое его задание выполнено хотя бы одним учеником.

Работа в дтамических парах

Определение целей деятельности

Инструктаж (установление правил деятельности)

распределение функций, формирование групп, пар

Подведение итогов (тематические зачеты)

Подведение итогов (тематические зачеты)

Подведение итогов (тематические зачеты)

текущий контроль

индивидуальная помощь

У частники ученик; учитель

общественный актив

Рис.13. Технологическая схема КСО

На карточках или в тетради даются по два однотипных задания(упражнения, задачи или вопросы). Каждое задание имеет свой номер. Удобно задания нумеро­вать буквами и цифрами: ВА4, МК7. Буквы для обозначение разделов» цифры –– для номеров задания в данном разделе.

Пример: задания по разделу «Решение неравенств» (РН)

Задание РН1 Задание РН2

Решить неравенства: Решить неравенств;

а)2:(1-2х)<3:(х+5) б) 3:(х+2)<5:(2-х) a) x2+x-2>x б) м2+5x+4>x+2

Как работают ученики? Предположим, Витя подготовлен и знает решение всех задач из задания РН1, а Коля - решение всех задач из РН2. Объединяясь в пару, они могут обменятся знаниями: Витя учит Колю решению задачи «а» на задания PH1; если нужно, он дает теоретические объяснения, отвечает на вопросы Коли. Записать решение задачи и необходимые формулы он может прямо в Колину тетрадь.

Затем таким же образом учит Коля, объясняя Вите, как решается задача «а» из задания РН2. Потом Коля самостоятельно решает выдачу «б» из задания РН1, а Витя - задачу «б» из задания РН2 (задача 46» решается таким же способом, как и задача «а» в любом из заданий). Проверив друг у друга правильность решения ребята расходятся. На этом их работа в паре заканчивается. Каждый из них ищет себе нового партнера. Для облегчения поиска применяется цветная маркировка карто­чек.

Методика изучения раздела состоит в следующем. Предположим, что шесть учеников : Коля, Витя, Саша, Олег, Женя и Никита ­ приступают к выполнению заданий по разделу «Решение неравенств». Для этого составлены шесть заданий: PH1, РН2, РНЗ, РН4, РН5, РН6. Все шесть заданий даются ученикам, и делается отметка в таблице учета.

Задания учений

РН1

РН2

РН3

РН4

РН5

РН6

Коля

-

Витя

-

Саша

-

Олег

-

Женя

-

Никита

-

Далее, чтобы выполнить остальные задания, школьники работают друг с другом в парах, как описано выше, а в таблице уюта делаются соответствующие отметки («+») о проработке заданий. Каждый из ребят выполняет все шесть заданий, взаимодействуя с разными партнерами.

Работа классного коллектива в целом выгладит так. Сначала организуются несколько групп по пять-семь ребят я каждой. Самое трудное - «запуск»: в классе может действовать одновременно пять - шесть групп и все по разным темам. Например, первая группа выполняет задание по разделу РН - решение нера­венств; вторая -по разделу ЧП –числовые последовательности.

По возможности на «урок запуска» приходит не один учитель, а два-три и даже больше, помогая таким образом друг другу осуществить начало работы. Можно привлечь к «запуску» учеников старших классов. Работа старшеклассников (об­щественного актива) с младшими является нормой, обычным явлением при коллективном способе обучения.

В мурманской методике взаимообмена заданиями, взаимопередачи тем теоретический материал и упражнения распределяются по карточкам, которые выдаются учащимся с заданием освоить (повторить) в самостоятельной работе (прием «самозапуска»). Затем каждый выбирает партнера и происходит взаимообучение, выполнение упражнения на закрепление, обмен карточками, поиск новой партнера.

При этом ведется экран учета работы учащихся, применяются маршрутные карты, различные формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя

Итоговый контроль имеет разновидности:

- зачет по «вертикали» (нecкoлькo учaщиxcя пpинимaют зачет по определенной карточке у всех в данном классе);

- зачет по «горизонтали» (принимает зачет один параллельный класс у другого в парах);

-зачет принимают учитель и ассистенты - учащиеся того же класса;

- зачет принимают учителя, пришедшие на коллективное занятие в эту школу (заседание МО);

- «зачет-вертушка», проводимый в группах переменного средства, где в роли экспертов-координаторов могут быть учащееся, учителя, учителя других школ;

-тестирование машинное и безмашинное.

Одним из преимуществ КСО является высвобождение учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и соответственно увеличение времени для индивидуально помощи учащимся.

Литература

1. Брейтерман М. Оргдиалог Александра Ривина //Частная школа. —1995.— № 6.

2. Дьяченко В. Обучение по способностям// Народное образование..- 1994.- № 2-3.

3. Дьяченко В. К. Новая педагогическая технология в действии // Начальная школа. - 1994.-№4.

4. Дьяченко В.К. Организационные формы обучениям их развитие // Советская педагогика. • 1985.-№9.

5. Дьяченко В.К. Организованная структура учебного процесса ее развитие. - М.: Педагогика 1989.

6. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. ~М.: Просвещение, 1991.

7. Дьяченко В.К. Устав новой школы Российской Федерации // Народное образование. -1996.-№1.

8. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников/ под.ред. И.В. Первина. -М.: Педагогика, 1985.

9. Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке. -М.: Знание, 1975.

10. Мамигонова Т.А. Дидактическая основа технологии интенсивного обучения / под. Ред Т.И. Шамовой. -1993.

11. Мкртчян М. Koллeктивный способ обучения // Математика в школе. – 1990 -№ 6.