5. Работа социального педагога с семьей (2 часа)
План:
1. Специфика работы социального педагога с семьей, детьми, взрослыми.
2. Методы и формы работы социального педагога с семьей.
3. Организация работы с семьями с больными детьми.
4. Организация семейного досуга.
5. Модели помощи современной семье
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Что может взять социальный педагог из опыта работы центров «Доверие», «Радуга»?
2. В чем, на ваш взгляд, заключается педагогика семейных отношений»?
3. От чего в большей степени зависят результаты семейного воспитания?
4. Какие традиции, особенности взаимоотношений семьи, из которой вы вышли, вы хотели бы перенести в семью, которую создали или хотите создать?
Задания:
1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.
2. Изучение статей Л.Н. Кривцовой «Центр социально-психологической помощи «Доверие» и «Реабилитационный центр «Радуга» для детей и подростков с ограниченными возможностями.
3. Написать эссе на темы: «Моя будущая семья: какой я ее вижу и почему» или «Какие моменты из детства вспоминаются как несправедливые, обидные и как бы вы сегодня поступили на месте родителей»?
4. Составление примерной программы занятий с родителями.
6. Семейное воспитание и домашнее образование в 19-начале 20 вв. (2 часа)
План:
1. Развитие ребенка от рождения до университетского возраста по М.М. Манасеиной.
2. П.Ф. Лесгафт о воспитании ребенка в семье.
3. «Школьные типы» Лесгафта.
4. Особенности обучения и воспитания в дворянской семье (по М.С. Лунину).
5. Воспитание крестьянских детей.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Что представляло собой домашнее образование в дворянской семье по программе, составленной С.С. Луниным?
2. Каким было воспитание в крестьянской семье.
Задания:
1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.
2. Изучение фрагментов статей М.М. Монасеиной «О воспитании ума»; П.Ф. Лесгафта «Школьные типы» (антропологический этюд).
7. Православие и социальное воспитание в истории России (2 часа)
План:
1 .Православие и образование в России.
2. Религиозное образование.
3. Христианское воспитание.
4. К.Д. Ушинский о религиозном воспитании.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Какова роль православия в образовании и воспитании человека в России?
2. Какова ваша оценка роли исповеди и проповедей митрополита Киевского и Галицкого Владимира.
Задания:
1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.
2. Изучение фрагментов проповедей митрополита Киевского и Галицкого Владимира.
8. Педагогика ненасилия. Теория и эксперимент свободного воспитания (2 часа)
План:
Занятие № 3
1. Н.К. Рерих о ненасилии.
2. Л.Н. Толстой и К.Н. Вентцель о свободном воспитании.
3. Эксперимент К.Н. Вентцеля.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. В чем успех и в чем неудача эксперимента свободного воспитания К.Н. Вентцеля.
Задания:
1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.
9. Современная система образования, ее социальные функции. Планирование работы социального педагога (4 часа)
План:
1. Социальные функции современной системы образования.
2. Планирование работы социального педагога.
3. Документация в деятельности социального педагога.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Какие вы знаете виды планирования?
2. Перечислите основные документы, которые должен вести социальный педагог.
Задания:
1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.
10. Направления работы и практическая деятельность социального педагога в школе и микрорайоне (4 часа)
План:
1. Сотрудничество со школой. Социальные задачи школы.
2. Работа социального педагога в микрорайоне.
3.Структура социально-педагогического комплекса (СПК).
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Сформулировать социальные задачи школы в современных условиях.
2. Какие вы знаете виды планирования?
3. Считаете ли вы, что школа должна стать центром воспитательной работы в микрорайоне и почему?
Задания:
1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.
2. Построить модель СПК, оптимальную для вашего микрорайона.
3. Составить план работы социального педагога в микрорайоне на один день, неделю.
11. Направления работы и практическая деятельность социального педагога с трудными детьми (4 часа)
План:
1. Трудные подростки, их особенности, различные отклонения в поведении.
2. Методы перевоспитания (в учебное и во внеурочное время)
3. Молодежные субкультуры
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Сформулируйте суть принципа «взрыва» А.С. Макаренко. В чем сложность его применения?
Задания:
1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.
2. Конспектирование статей А.С. Макаренко «О взрыве», В.Н. Сорока-Росинского «Трудновоспитуемые».
3. Подготовить доклады-презентации по одному из направлений современной молодежной субкультуры.
4. Составить план работы социального педагога с трудными детьми на неделю.
12. Работа социального педагога с одаренными детьми (2 часа)
План:
1. Детская одаренность: сущность, виды, особенности.
2. В.П. Кащенко об одаренных детях.
3. Методы работы с одаренными детьми.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Как отличить одаренного ребенка от обычного школьника?
2. Одаренный ребенок: награда или наказание?
Задания
1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.
2. Изучение и конспектирование статьи В.П. Кащенко «Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников?
3. Составить план работы социального педагога на неделю с одаренным ребенком.
Внеаудиторная работа (30 часов) Подготовка рефератов по тематике курса
Забота о детях-сиротах у древних славян.
О социальном воспитании в памятниках Киевской Руси «Русская правда», «Поучение Владимира Мономаха» и др.
Реформы Петра I и «Пропозиции» Ф.Салтыкова о воспитании и обучении детей-сирот.
«Ведомство императрицы Марии», его деятельность в XIX в.
Приюты в России XIX в В.Ф.Одоевский о воспитании детей в приютах.
Личность ребенка. М.М. Монасеина о развитии ребенка от рождения до университетского возраста.
Воспитание ребенка в дворянской и крестьянской семьях по литературным и историческим памятникам.
Педагогика ненасилия. Эксперимент свободного воспитания К.Н. Вентцеля.
Практика социального воспитания в начале ХХ в. С.Т. Шацкого.
Детские летние колонии, детские объединения в начале ХХ в. Скауты.
Государственная политика защиты детей в первые годы советской власти (детские дома, коммуны, колонии и т.д.).
Забота о детях в годы Отечественной войны.
Опыт социального воспитания личности в коллективе. Опыт А.С. Макаренко. В.И. Сорока-Росинский, его «Республика ШКИД».
Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов.
Современная государственная социальная политика защиты семьи и детства.
Работа социального педагога в школе, микрорайоне, современный опыт.
Работа социального педагога в летний период.
Кризис современной системы образования.
Детство как социальная проблема.
Неформальные объединения подростков.
Работа с талантливыми детьми.
Работа социального педагога с «семьей риска».
Воспитание в семье верующих (воспитание христианина).
Кризис современной семьи.
Работа социального педагога с детьми-олигофренами.
Изучение и конспектирование статей
П. Наторп. Социальная педагогика. Кн. первая. Обоснование. § 10. Воспитание и сущность. (См.: И.Н. Андреева. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с. - С. 87-90).
П. Наторп. Социальное воспитание. Кн. третья. Организация и метод образования воли. Социальные организации для воспитания воли. (Там же. С. 101-104).
А.С. Хомяков. Об общественном воспитании в России. (Там же. С. 107-110).
Д.И. Писарев. Школа и жизнь. (Там же. С. 110-111).
Л.С. Выготский Педагогическая психология. Глава 11. Социальное поведение в связи с возрастным развитием детей. (Там же. С. 138-141).
П.П. Блонский. Трудовая школа. (Там же. С. 156-157).
В.Я. Стоюнин. Заметки о русской школе. (Там же. С. 130-132).
Н.И. Пирогов. Школа и жизнь. (Там же. С. 127-130).
А.С. Макаренко. О взрыве (Хрестоматия по педагогике / Под ред. З.И. Равкина. – М.: Просвещение, 1976. – 432 с. – С. 177-180).
В.Н. Сорока-Росинский. «Трудновоспитуемые» (Василькова Ю.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 1999. - С. 369-379).
Л.Н. Кривцова. Центр социально-психологической помощи «Доверие» (Там же. С. 337-341).
Л.Н. Кривцова Реабилитационный центр «Радуга» для детей и подростков с ограниченными возможностями (Там же. - С. 341-343)
В.П. Кащенко. Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников? (Там же. - С. 385-389).
В.Н. Сорока-Росинский. Детский дом (Там же. С. 231-233).
- Педагогика
- Оглавление
- Пояснительная записка
- 1. Организационно-нормативная документация
- 1.1. Учебная программа
- 1.1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.1.2. Содержание дисциплины опд.Ф. 02 Педагогика дпп.Ф.18. «Социальная педагогика»
- Опд.Ф. 02 Педагогика «Социальная педагогика»
- 1.1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 1.1.4. Учебно-методическая карта дисциплины __ф__│__р__│__в____Социальная педагогика 74 часа для студентов образовательной профессиональной программы
- 031000 «Педагогика и психология» (050706.65)
- По очной форме
- 1.1.5. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине __ф__│__р__│__в____Социальная педагогика 30 часов для студентов образовательной профессиональной программы
- 031000 «Педагогика и психология» (050706.65)
- 1.1.6. Карта согласования рабочей программы дисциплины цикла опд.Ф. 02 Педагогика «Социальная педагогика»
- 1.1.7. Карта обеспечения дисциплины учебными материалами дисциплины __ф__│__р__│__в____ Социальная педагогика для студентов образовательной профессиональной программы
- 033200.00 «Педагогика и психология»
- 1.1.8. Карта обеспечения дисциплины оборудованием дисциплины __ф__│__р__│__в____ Социальная педагогика 74 часа для студентов образовательной профессиональной программы
- 033200.00 «Педагогика и психология)»
- 2. Дидактические материалы (средства обучения)
- 2.1. Печатные дидактические материалы Обязательная литература
- Дополнительная литература
- Рейтинговая книжка студента
- Формы рейтингового оценивания:
- 3.2. Контрольно-измерительные материалы
- 3.2.1. Текущий контроль
- 1. Социально-правовая функция социальной педагогики означает:
- 2. Установите соответствие между основанием классификации и видом социальной технологии:
- 3.2.2. Итоговый контроль
- 3.2.3. Вопросы к зачету (экзамену)
- 1. Теория социальной педагогики
- 1. Социально-правовая функция социальной педагогики означает:
- 2. Воспитательная функция социальной педагогики означает:
- 3. Социализация личности - это:
- 4. Система институтов социального воспитания не включает:
- 5. Гуманизм социального воспитания состоит в том, чтобы:
- 2. Человек в процессе социализации
- 18. Установите соответствие:
- 19. Установите соответствие:
- 3. Защита детства и социальная педагогика в истории России
- 4. Работа социального педагога в современных условиях
- 45. Защитно-охранная функция деятельности социального педагога не включает:
- 46. Дифференциация обучения – это:
- 51. Источники информации для установления социального диагноза*:
- 53. Социальный диагноз — это:
- 54. Диагностически значимые признаки социально-педагогической запущенности*:
- 55. Формы девиантного поведения*:
- 4. Методические рекомендации
- 4.1. Методические рекомендации для студентов Тематика лекционных занятий (44 часа)
- Вопросы, рассматриваемые на лекционных занятиях
- Раздел 1. Тема 1. Социальная педагогика как предмет (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 2. Социализация как социально-педагогическое явление (4 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 3. Социальное воспитание: сущность, принципы, взаимодействие, институты социального воспитания (4 часа)
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Раздел 3.
- Тема 1. Защита детства и социальная педагогика в истории России с древнейших времен до конца 18 века (2 часа).
- Вопросы и задания
- Тема 2. Государственная политика защиты детей-сирот в 19-начале 20 вв. (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 3. Государственная политика защиты детей в годы советской власти (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 4. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов 80-90-х годов 20 в. (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 5. Практика социального воспитания в начале XX века. Педагогика среды с.Т. Шацкого (2 часа)
- Вопросы и задания
- Раздел 4.
- Тема 1. Защита детей в современных условиях (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 2. Общая классификация и назначение технологий и методов в социальной работе с детьми, подростками и молодежью (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 3. Социальный педагог: профессионализм и практика работы (4 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 4. Самоменеджмент социального педагога (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 5. Сущность и особенности социально-педагогической диагностики (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 6. Исследование социальной ситуации развития детей и подростков (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тематика семинарских занятий (30 часов)
- Теоретические вопросы и практические задания к семинарам
- 1. Социальное воспитание в контексте социализации (2 часа)
- 2. Социальное воспитание в странах Европы и сша (2 часа)
- 3. Опыт социального воспитания личности в коллективе (2 часа)
- 4. Человек в процессе социализации.
- 5. Работа социального педагога с семьей (2 часа)
- 4.2. Словарь терминов
- 4.3. Методические рекомендации для преподавателей
- 4.4. Тезисы лекций и материалы для самостоятельной подготовки
- Раздел 1.
- Тема 1. Социальная педагогика как предмет (2 часа)
- 1. Объект, предмет, задачи и функции социальной педагогики.
- 2. Термины социальной педагогики
- 3. Межпредметные связи
- 4. Социальная педагогика как часть социальной философии
- Тема 2. Социализация как социально-педагогическое явление (4 часа)
- 1. Сущность, компоненты, этапы социализации.
- 2. Факторы, агенты и средства социализации
- 3. Механизмы социализации
- Тема 3. Социальное воспитание: сущность, принципы, взаимодействие, институты социального воспитания (4 часа)
- 1. Сущность социального воспитания
- 2. Принципы социального воспитания
- 2. Принцип природосообразности.
- 4. Принцип вариативности социального воспитания (или социальной ответственности).
- 3. Взаимодействие в социальном воспитании
- 4. Институты социального воспитания
- Раздел 2.
- Тема 1. Человек в процессе социализации. Личность ребенка, его развитие, зависимость от среды (4 часа)
- 1. Человек как объект и субъект социализации
- 2. Человек как жертва процесса социализации
- 3. Понятие «личность»: характерные черты, развитие, формирование
- Тема 2. Современная семья: типы, этапы, функции (4 часа)
- 1. Семья как социальная ячейка общества
- 2. Типы семей
- Этапы, функции семьи
- Тема 3. Отношения в семье, семейное воспитание (2 часа)
- 1. Семейное воспитание
- 2. Отношения в семье
- 3. Причины конфликтов в семье
- Раздел 3.
- Тема 1. Защита детства и социальная педагогика в истории России с древнейших времен до конца 18 века (2 часа)
- 1. Забота о детях-сиротах у славян
- 2. Литературные памятники Руси о социальных проблемах
- 3. Государственная политика защиты детства в хviii веке
- Тема 2. Государственная политика защиты детей-сирот в 19-начале 20 вв. (2 часа)
- 1. Ведомство учреждений императрицы Марии
- 2. Сиротские институты
- 3. Детские приюты
- 4. В.Ф. Одоевский о воспитании в приютах
- 5. Благотворительные учреждения
- Тема 3. Практика социального воспитания в начале XX века. Педагогика среды с.Т. Шацкого (2 часа)
- 1. Детские летние колонии, классы для отстающих детей
- 2. Детские объединения
- 4. Педагогика среды с.Т. Шацкого
- Тема 4. Государственная политика защиты детей в годы советской власти (2 часа)
- 1. Политика советского правительства защиты сирот после 1917 г.
- 2. Детские дома, коммуны, колонии, опекунство
- 3. Забота о сиротах в годы Великой Отечественной войны
- 4. Послевоенная социальная политика
- 5. Забота о детях-сиротах и организация детского досуга
- Тема 5. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов 80-90-х годов 20 в. (2 часа)
- Понятие сотрудничества в социальной педагогике м.П. Щетинина, т.И. Гончаровой, е.Н. Ильина, в.Ф. Шаталова, в.Н. Дубинина
- 2. Опыт и.П. Волкова «учить творчеству»
- Раздел 4.
- Тема 1. Защита детей в современных условиях (2 часа)
- 1. Нормативно-правовая база профессиональной деятельности социального педагога в системе образования
- 2. Основные положения Конвенции оон «о правах ребенка», Закона рф «Об основных гарантиях прав ребенка в рф»
- Часть I.
- Часть II.
- Часть III.
- 3. Опыт защиты детей
- Тема 2. Общая классификация и назначение технологий и методов в социальной работе с детьми, подростками и молодежью (2 часа)
- 1. Понятие технологии. Педагогическая технология. Социальная технология
- 2. Классификация социальных технологий
- 3. Основные методы в работе социального педагога Методы социальной работы
- Психологические методы
- Педагогические методы
- Социально-педагогические методы
- Темы 3-4. Социальный педагог: профессионализм и практика работы (4 часа) Самоменеджмент социального педагога (2 часа)
- 1. Роль социального педагога в системе образования, его профессиональные качества, должные инструкции
- 2. Функции в деятельности социального педагога
- 3. Должностные обязанности социального педагога
- 4. Самоменеджмент социального педагога
- 5. Содержание и алгоритм профессионального самовоспитания социального педагога
- Раздел 4.
- Тема 5. Сущность и особенности социально-педагогической диагностики (2 часа)
- 1. Медицинская диагностика
- 2. Психологическая диагностика
- 3. Социальная диагностика
- 4. Педагогическая и социально-педагогическая диагностика
- Тема 6. Исследование социальной ситуации развития детей и подростков (2 часа)
- 1. Социальная ситуация развития детей и подростков
- 2. Диагностика социально-педагогической запущенности детей
- 3. Комплексная психолого-педагогическая диагностика
- Педагогика
- Анна Юрьевна Арутюнян