logo
Sotsialnaya_pedagogika

5. Работа социального педагога с семьей (2 часа)

План:

1. Специфика работы социального педагога с семьей, детьми, взрослыми.

2. Методы и формы работы социального педагога с семьей.

3. Организация работы с семьями с больными детьми.

4. Организация семейного досуга.

5. Модели помощи современной семье

Вопросы и задания

Вопросы:

1. Что может взять социальный педагог из опыта работы центров «Доверие», «Радуга»?

2. В чем, на ваш взгляд, заключается педагогика семейных отношений»?

3. От чего в большей степени зависят результаты семейного воспитания?

4. Какие традиции, особенности взаимоотношений семьи, из которой вы вышли, вы хотели бы перенести в семью, которую создали или хотите создать?

Задания:

1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.

2. Изучение статей Л.Н. Кривцовой «Центр социально-психологической помощи «Доверие» и «Реабилитационный центр «Радуга» для детей и подростков с ограниченными возможностями.

3. Написать эссе на темы: «Моя будущая семья: какой я ее вижу и почему» или «Какие моменты из детства вспоминаются как несправедливые, обидные и как бы вы сегодня поступили на месте родителей»?

4. Составление примерной программы занятий с родителями.

6. Семейное воспитание и домашнее образование в 19-начале 20 вв. (2 часа)

План:

1. Развитие ребенка от рождения до университетского возраста по М.М. Манасеиной.

2. П.Ф. Лесгафт о воспитании ребенка в семье.

3. «Школьные типы» Лесгафта.

4. Особенности обучения и воспитания в дворянской семье (по М.С. Лунину).

5. Воспитание крестьянских детей.

Вопросы и задания

Вопросы:

1. Что представляло собой домашнее образование в дворянской семье по программе, составленной С.С. Луниным?

2. Каким было воспитание в крестьянской семье.

Задания:

1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.

2. Изучение фрагментов статей М.М. Монасеиной «О воспитании ума»; П.Ф. Лесгафта «Школьные типы» (антропологический этюд).

7. Православие и социальное воспитание в истории России (2 часа)

План:

1 .Православие и образование в России.

2. Религиозное образование.

3. Христианское воспитание.

4. К.Д. Ушинский о религиозном воспитании.

Вопросы и задания

Вопросы:

1. Какова роль православия в образовании и воспитании человека в России?

2. Какова ваша оценка роли исповеди и проповедей митрополита Киевского и Галицкого Владимира.

Задания:

1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.

2. Изучение фрагментов проповедей митрополита Киевского и Галицкого Владимира.

8. Педагогика ненасилия. Теория и эксперимент свободного воспитания (2 часа)

План:

Занятие № 3

1. Н.К. Рерих о ненасилии.

2. Л.Н. Толстой и К.Н. Вентцель о свободном воспитании.

3. Эксперимент К.Н. Вентцеля.

Вопросы и задания

Вопросы:

1. В чем успех и в чем неудача эксперимента свободного воспитания К.Н. Вентцеля.

Задания:

1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.

9. Современная система образования, ее социальные функции. Планирование работы социального педагога (4 часа)

План:

1. Социальные функции современной системы образования.

2. Планирование работы социального педагога.

3. Документация в деятельности социального педагога.

Вопросы и задания

Вопросы:

1. Какие вы знаете виды планирования?

2. Перечислите основные документы, которые должен вести социальный педагог.

Задания:

1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.

10. Направления работы и практическая деятельность социального педагога в школе и микрорайоне (4 часа)

План:

1. Сотрудничество со школой. Социальные задачи школы.

2. Работа социального педагога в микрорайоне.

3.Структура социально-педагогического комплекса (СПК).

Вопросы и задания

Вопросы:

1. Сформулировать социальные задачи школы в современных условиях.

2. Какие вы знаете виды планирования?

3. Считаете ли вы, что школа должна стать центром воспитательной работы в микрорайоне и почему?

Задания:

1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.

2. Построить модель СПК, оптимальную для вашего микрорайона.

3. Составить план работы социального педагога в микрорайоне на один день, неделю.

11. Направления работы и практическая деятельность социального педагога с трудными детьми (4 часа)

План:

1. Трудные подростки, их особенности, различные отклонения в поведении.

2. Методы перевоспитания (в учебное и во внеурочное время)

3. Молодежные субкультуры

Вопросы и задания

Вопросы:

1. Сформулируйте суть принципа «взрыва» А.С. Макаренко. В чем сложность его применения?

Задания:

1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.

2. Конспектирование статей А.С. Макаренко «О взрыве», В.Н. Сорока-Росинского «Трудновоспитуемые».

3. Подготовить доклады-презентации по одному из направлений современной молодежной субкультуры.

4. Составить план работы социального педагога с трудными детьми на неделю.

12. Работа социального педагога с одаренными детьми (2 часа)

План:

1. Детская одаренность: сущность, виды, особенности.

2. В.П. Кащенко об одаренных детях.

3. Методы работы с одаренными детьми.

Вопросы и задания

Вопросы:

1. Как отличить одаренного ребенка от обычного школьника?

2. Одаренный ребенок: награда или наказание?

Задания

1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.

2. Изучение и конспектирование статьи В.П. Кащенко «Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников?

3. Составить план работы социального педагога на неделю с одаренным ребенком.

Внеаудиторная работа (30 часов) Подготовка рефератов по тематике курса

  1. Забота о детях-сиротах у древних славян.

  2. О социальном воспитании в памятниках Киевской Руси «Русская правда», «Поучение Владимира Мономаха» и др.

  3. Реформы Петра I и «Пропозиции» Ф.Салтыкова о воспитании и обучении детей-сирот.

  4. «Ведомство императрицы Марии», его деятельность в XIX в.

  5. Приюты в России XIX в В.Ф.Одоевский о воспитании детей в приютах.

  6. Личность ребенка. М.М. Монасеина о развитии ребенка от рождения до университетского возраста.

  7. Воспитание ребенка в дворянской и крестьянской семьях по литературным и историческим памятникам.

  8. Педагогика ненасилия. Эксперимент свободного воспитания К.Н. Вентцеля.

  9. Практика социального воспитания в начале ХХ в. С.Т. Шацкого.

  10. Детские летние колонии, детские объединения в начале ХХ в. Скауты.

  11. Государственная политика защиты детей в первые годы советской власти (детские дома, коммуны, колонии и т.д.).

  12. Забота о детях в годы Отечественной войны.

  13. Опыт социального воспитания личности в коллективе. Опыт А.С. Макаренко. В.И. Сорока-Росинский, его «Республика ШКИД».

  14. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов.

  15. Современная государственная социальная политика защиты семьи и детства.

  16. Работа социального педагога в школе, микрорайоне, современный опыт.

  17. Работа социального педагога в летний период.

  18. Кризис современной системы образования.

  19. Детство как социальная проблема.

  20. Неформальные объединения подростков.

  21. Работа с талантливыми детьми.

  22. Работа социального педагога с «семьей риска».

  23. Воспитание в семье верующих (воспитание христианина).

  24. Кризис современной семьи.

  25. Работа социального педагога с детьми-олигофренами.

Изучение и конспектирование статей

  1. П. Наторп. Социальная педагогика. Кн. первая. Обоснование. § 10. Воспитание и сущность. (См.: И.Н. Андреева. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с. - С. 87-90).

  2. П. Наторп. Социальное воспитание. Кн. третья. Организация и метод образования воли. Социальные организации для воспитания воли. (Там же. С. 101-104).

  3. А.С. Хомяков. Об общественном воспитании в России. (Там же. С. 107-110).

  4. Д.И. Писарев. Школа и жизнь. (Там же. С. 110-111).

  5. Л.С. Выготский Педагогическая психология. Глава 11. Социальное поведение в связи с возрастным развитием детей. (Там же. С. 138-141).

  6. П.П. Блонский. Трудовая школа. (Там же. С. 156-157).

  7. В.Я. Стоюнин. Заметки о русской школе. (Там же. С. 130-132).

  8. Н.И. Пирогов. Школа и жизнь. (Там же. С. 127-130).

  9. А.С. Макаренко. О взрыве (Хрестоматия по педагогике / Под ред. З.И. Равкина. – М.: Просвещение, 1976. – 432 с. – С. 177-180).

  10. В.Н. Сорока-Росинский. «Трудновоспитуемые» (Василькова Ю.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 1999. - С. 369-379).

  11. Л.Н. Кривцова. Центр социально-психологической помощи «Доверие» (Там же. С. 337-341).

  12. Л.Н. Кривцова Реабилитационный центр «Радуга» для детей и подростков с ограниченными возможностями (Там же. - С. 341-343)

  13. В.П. Кащенко. Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников? (Там же. - С. 385-389).

  14. В.Н. Сорока-Росинский. Детский дом (Там же. С. 231-233).