logo
Sotsialnaya_pedagogika

3. Понятие «личность»: характерные черты, развитие, формирование

Существует закономерность: человек рождается, личностью он становится.

Личность — явление социальное. Она тесно связана со временем и выражает все, что есть в человеке исторического.

Качества личности — явление не врожденное, не передаются по наследству, но возникают в результате социального и культурного развития.

Личностью становится человек, имеющий собственную позицию в жизни, пришедший к этому в итоге большой работы над собой, осознания социальных явлений, общения.

Формирование личности — это процесс становления человека в обществе. Личность способна к самоорганизации, самоконтролю, самооценке.

Личность обладает набором обязательных социальных качеств:

Индивидуальность — уникальные свойства данного человека, присущие только этому определенному человеку.

Разумность — способность ответственного предвидения результата действий, поступка.

Темперамент — психологическая индивидуальная способность человека. «Это характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности». Темперамент проявляется в эмоциональной возбудимости, особенно в детской возрасте. С возрастом эмоциональные проявления вместе с интеллектуальной деятельностью определяют характер человека.

Характер формируется в результате социализации темперамента, как сложное психическое образование, которое состоит из многочисленных свойств личности. Характер проявляется в отношении человека к окружающим и самому себе. Они присущи только для этого человека. Так, настойчивость, чуткость, решительность, смелость, вежливость типичны для конкретного человека. Однако какая-то черта из них может быть ведущей, подчиняя себе остальные.

Активность — мера взаимодействия человека с окружающим миром. Существует внешняя и внутренняя активность. Внутренняя — человек выполняет дело, в котором реализует себя, внешняя — выполняет дело, не интересное для него.

Целеустремленность — способность достижения назначенной цели.

Направленность — тенденция в поведении человека, которая проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и делах.

Воля — проявление личности в способности преодолевать трудности, препятствие, преграды на пути к цели.

На вопрос, почему различные люди достигают различного уровня развития, можно ответить, что это зависит от взаимодействия внутренних природных сил и внешних социальных условий. Внутренние — это физиологические и психологические данные чело­века, внешние — это среда.

Ребенок рождается с предрасположением к определенным задаткам и способностям, но как они разовьются, зависит от природы и среды.

Развитие личности зависит от трех факторов: наследственности, среды и воспитания.

Наследственностьэто физические, биологические свойства человека, родовые особенности его организма. Цвет кожи, глаз, форма волос, телосложения, особенности нервной системы и мышления.

По наследству передаются задатки и способности человека. Другое дело — разовьются ли они в процессе становление его личности. Это зависит от условий жизни и воспитания. Но биологические различия у людей существует от рождения.

Среда и наследственность признаются как равно влияющие на формирование личности.

Важность среды социальному педагогу следует учитывать начиная с утробного возраста. Далее с взрослением ребенка рассматриваются его положение в семье, отношения с родственниками, религиозная, культурная, национальная и политическая среда.

В формировании личности важно учитывать способность ребенка (подростка) к самореализации, самовоспитанию, самообразованию, способность к самоотдаче. Самоотдача — источник саморазвития личности. «Если сотрудничество и чувство ответственности создают основу личности, обеспечивающие органическое единство человека и общества, то самоотдача человека на благо людей совершенствует его личность». Важно, учитываются ли его возрастные и индивидуальные особенности в процессе познавательной деятельности, в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, поощряется ли его самостоятельность, как развивается уверенность в своих силах.

Литература:

  1. Андреева, И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И.Н. Андреева. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.

  2. Бочарова, В.Г. Социальная педагогика [Текст] / В.Г. Бочарова. - М., 1994.

  3. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика [Текст]: курс лекций: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 440 с.

  4. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2005.

  5. Никитина, Л.Е. Социальная педагогика [Текст] / Л.Е. Никитина. – М.: Академический проект, 2003..

  6. Социальная педагогика [Текст]: курс лекций: учебное пособие для вузов / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 416 с.