logo
Sotsialnaya_pedagogika

2. Функции в деятельности социального педагога

1. Профилактическая функция – профилактика проблемных жизненных ситуаций ребенка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребенка, совместное с ним преодоление трудностей.

Средства:

- изучение условий в семье, в школе;

- определение уровня личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи с помощью социальных опросов, социометрических методик, методов самооценки, тестирования, валеологической экспертизы;

- первичная профессиональная диагностика с применением методик определения профессиональной направленности, интересов ребенка и семьи;

- включение элементов социального воспитания в предметы базового учебного цикла;

- правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, учителей, учащихся;

- учебные и практические занятия, ролевые игры, тренинги.

2. Защитно-охранная функция – защита и охрана прав ребенка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации. От чего и кого нужно защищать?

- защита от социальной среды (если возникают проблемы с адаптацией в ней);

- защита социальной среды от деструктивного влияния на нее со стороны ребенка.

Средства:

- создание картотеки, банка данных наблюдаемых детей и семей о проблемных или конфликтных ситуациях;

- подготовка документации для педагогического консилиумов, для представления интересов детей в государственных учреждениях социального обеспечения и в правоохранительных органах;

- оформление в ПТУ, сменную школу, помощь в трудоустройстве, в прохождении медицинской комиссии, врачебного обследования;

- индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками сложных и конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникшего конфликта.

- комплексный многосторонний анализ проблемной ситуации на основе определенного концептуального подхода;

- подготовка семей детей, учителей к оказанию самопомощи в критической ситуации.

3. Организационная функция – координация действий или средств, которые способствуют выходу ребенка из трудной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребенка, активное включение самого ребенка в эти связи.

Средства:

- организация групповых тематических консультаций специалистов с приглашением юристов, психологов, врачей;

- обеспечение индивидуальной консультативной и практической помощи родителям, учителям, учащимся;

- контакт с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с родителями, общественными организациями школы, района, города;

- организация школьных мероприятий (бесплатное питание, льготные проездные для учащихся);

- организация досуга и отдыха через связь с детскими объединениями и учреждениями дополнительного образования;

- выработка решений и рекомендаций, разработка программы действий;

- разработка рекомендаций по организации социально-ориентированного учебно-воспитательного процесса в ОУ;

- связь со спонсорами, шефами, организациями гуманитарной и материальной помощи.