logo
Sotsialnaya_pedagogika

5. Забота о детях-сиротах и организация детского досуга

Организация детского досуга особенно в первые годы после революции, была одной из социальных проблем. По решению Советов в Петрограде, Москве и других крупных городах были созданы детские и подростковые внешкольные клубы. Большую поддержку со стороны правительства получили клубы пионеров.

В 30-е гг., когда стали создаваться профсоюзные клубы и Дома культуры, в них были организованы детские секторы, в которых проводилась работа с детьми во внеучебное время в различных кружках и секциях. Тогда же, в 30-е гг. стали создаваться детские парки, дома пионеров, детские дома культуры, городские и загородные пионерские лагеря, различные станции (юных техников, туристов, натуралистов), детские железные дороги и пароходства.

Во время войны и на протяжении двадцати лет послевоенного времени сеть внешкольных детских учреждений сократилась. Причинами были не только экономические трудности, но и дискуссии ученых-педагогов, в результате которых труд и игра изгонялись из школы, что, в свою очередь, сказалось на содержании работы внешкольных учреждений.

Общественно-педагогическое движение в стране, направленное на организацию досуга детей и подростков, выливалось в от дельные направления. Если в 20-е гг. это была организация детских клубов, то в 40-е — это тимуровское движение, в 50-60-е — «коммунарское движение», в 70-е — создание педагогических от рядов, возникновение родительских «семейных клубов» в 80-е гг.

Особенности каждого движения — отдельная тема. Упомянем только тимуровское движение. Ребят захватила «подпольность», добрые дела «по секрету», сбор по цепочке, самостоятельность. Тимуровские команды создавались не только в дачных поселках. Во время войны добрые дела «по секрету» — это помощь семьям фронтовиков, шефство над ранеными, работа в госпиталях и т. д. движение приобрело такой размах, что комсомольские вожаки задумались, как его влить в пионерскую организацию, достаточно заформализованную уже в то время. И когда тимуровцы стали приписываться к классам — отрядам, энтузиазм детей погас. На его смену пришло «коммунарское движение».

В 60-70-е гг. были приняты постановления правительства по вопросам охраны материнства и детства, материального обеспечения семей имеющих детей, охране здоровья подрастающего поколения: «О мероприятиях по дальнейшему росту благосостояния советского народа» (1976), «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье» (1968), «0 дальнейшем увеличении материальной помощи малообеспеченным семьям, имеющим детей» (1974), «0 мерах по увеличению товаров для детей, повышению их качества и улучшению торговли этими товарами» (1978) и др. После этих постановлений был увеличен отпуск работающим матерям по уходу за ребенком до одного года, освобождены от оплаты за содержание детей в детских садах, школах-интернатах те семьи, чей доход не превышал 60 руб. на человека в месяц. Строились новые детские сады и школы-интернаты, выплачивались пособия при рождении первого, второго и третьего ребенка.

В эти же годы в принятой Реформе общеобразовательной и профессиональной школ предполагалось «усилить помощь семье одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения». На предприятиях, в колхозах и совхозах создавались коллективы наставников, воспитателей-общественников, родительские комитеты, советы отцов, клубы подростков, по месту жительства.

На днепропетровском заводе была создана «Служба семьи», в Харькове на заводских собраниях ставили вопросы воспитания детей в семье. В Москве, Ленинграде, Туле, Горьком был организован родительский всеобуч. Популярные журналы, лекции общества «Знание», радио и телепередачи посвящались воспитанию ребенка в семье.

Некоторые предприятия к работе по трудовому воспитанию подростков привлекали родителей; где и родители и дети вместе участвовали в благоустройстве города, поселка, завода.

Коммунарское движение» 60-х гг. стало своеобразным возрождением опыта С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко. Главным здесь было создание детского, подросткового самостоятельного коллектива, организация самоуправления, свободного творчества личности. Это та попытка возродить детские клубы, где подростки стремились освободиться от давления извне, от формальных установок поведения молодежи. Подростков увлекали поисковые экспедиции, творческие дела, «трудовые десанты».

Одновременно с этим движением в 70-80 гг. подростки и молодежь создают неформальные, антисоциальные объединения. Группировки завоевывают улицу, многие из них носят криминальный характер. Они занимаются рэкетом, фарцовкой, торговли девочками, участвуют в групповых драках, вовлекают девушек-подростков в дворовые команды, поклоняются нацистской идеологии, сатанизму.

Семейно-педагогические клубы в конце 70-х — начале 80-х гг. больше функционировали летом: выезжали в заброшенные деревни, занимались огородом, ходили в лес, вечером собирались у костра. Так, члены московского клуба «Атом» (им руководил Л.Б. Кононенко) под Звенигородом по договоренности с лесхозом помогали в охране леса.

В подростковом клубе «Орион», «Форпосте» культуры им. Т. Шацкого (1971), в многопрофильном клубе «Ровесник» (с 1986 г.), социально-педагогическом комплексе «Содружество» возрождались принципы социального воспитания личности Шацкого и Макаренко. Различные коллективные «операции», творческие дела, дружеское общение, общий эмоциональный подъем привлекли в это движение не только подростков, но и взрослых. Однако, как и тимуровское, «коммунарское движение» потихоньку глохло под прессом попыток комсомольских организаций (ЦК ВЛКСМ) объявить весь школьный комсомол «коммунарским движением», подчинить его себе и заформализовать.

Все эти движения были отдельными очагами решения вопроса социального воспитания подростков и детей. Организаторами клубов, центров, движений и секций были энтузиасты, а все эти объединения ютились в подвалах, в домах, подлежащих сносу. Сюда приходили подростки, которые, отойдя от пионерской организации и школьного комсомола, оказывались во дворе. Энтузиасты-организаторы, создавая клубы и различные юношеские объединения, стремились сплотить все «воспитательные силы» микрорайона, экспериментировали в области социализации личности подростка. Это явление в нашем обществе было закономерным. В тот период наблюдался кризис семьи, когда она, как главное звено в социализации личности, не справлялась с этой функцией. В школе же, ставшей только обучающей, воспитание сосредоточивалось в руках классного руководителя (одного на 40 детей) и все формализующихся пионерской и комсомольской организаций. Главным фактором социализации личности — становилась среда.

В 1985 г. ЦК КПСС и Совмин СССР приняло постановление «о мерах по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах». Постановление позволило не только материально укрепить названные учреждения, но и улучшить положение воспитанников. После принятия постановления Совета Министров СССР (1988) «0 создании детских домов семейного типа» забота о детях-сиротах приобретает более индивидуальный характер. Сейчас в России 347, детских домов семейного типа, в них находятся 3,5 тыс. детей. Эти дома финансируются из госбюджета, с учетом зарплаты родителям-воспитателям, оплаты их отпусков.

С 1990 г. в Москве, в Марьиной роще, там, где в начале века С.Т. Шацкий и А.У. Зеленко создавали общество «Сетлемент, начала функционировать опытная станция по внешкольному воспитанию АН России, организатором которой стал Р.В. Соколов. Станция не только превратилась в научный центр обобщения опыта, привлечения населения к воспитанию детей в последние тридцать лет, но и стала районным социально-педагогическим комплексом, где в клубах и кружках были заняты дети и подростки и где к воспитанию ребят привлекалась взрослое население.

Были распространены государственные детские дома, в том числе дома ребенка, школы-интернаты, и государственно-общественные. Ко вторым относятся опекунские и приемные семьи, семейные детские дома Российского детского фонда, детские деревни, приюты общественных организаций.

Новыми формами воспитания детей-сирот стали приюты, лицеи, дома матери и ребенка.

Литература:

  1. Андреева, И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений И.Н. Андреева. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.

  2. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика [Текст]: курс лекций: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 440 с.

  3. Никитина, Л.Е. Социальная педагогика [Текст] / Л.Е. Никитина. – М.: Академический проект, 2003.

  4. Социальная педагогика [Текст]: курс лекций: учебное пособие для вузов / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 416 с.