logo
Sotsialnaya_pedagogika

Часть III.

Ст. 46-54 — процедурно-правовые меры осуществления Конвенции.

О методике работы с текстом Конвенции ООН

1. Когда анализируешь русский текст международного документа, встречаешь много трудностей, противоречий, непривычен язык, не всегда сразу проясняется смысл статьи. Главное — не буква, а дух закона, надо вычленить те цели, ценности и смыслы, которые позволяют видеть нормы жизни цивилизованного общества, без них невозможны не только свобода, добро и справедливость, но и выживание человеческого рода.

2. Читая статью, надо соотнести ее содержание с реальной действительностью, подумать о путях Реализации, о системе контроля за выполнением, об актуальности, значимости тех или иных «ведений для конкретных лиц, возрастных групп.

  1. Формы разъяснения должны быть доступны, актуальны, в ходе изучения статей Конвенции необходимо иллюстрировать их смысл конкретными фактами, наглядным материалом.

  2. Для осуществления конкретных статей, реализации Конвенции необходимо активное участие самих субъектов права, социальные инициативы отдельных социальных групп и общественных организаций, как взрослых, так и детских.

Таким образом, для успешной реализации Конвенции на местах необходимо придерживаться принципов: знание, понимание, осуществление.

Конвенция лишь предлагает некие минимальный стандарты — общую этическую и юридическую схему. Делом каждого конкретного государства было paтифицировать Конвенцию, создать национальный Программы действий до 2000 года, подготовить собственную законодательную базу для ее реализаций и один раз в два года готовить объективные отчеты в Комитет ООН.

24 июля 1998 года в России принят Федеральный Закон, обеспечивающий гарантии прав ребенка с учетом условий и традиций нашей страны.

Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка. Наше государство утверждает этим законом признание детства - важным этапом в жизни человека.

Выделяются следующие приоритеты:

- подготовка детей к полноценной жизни в обществе;

- развитие у детей общественно-значимой и творческой активности;

- воспитание в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Документ содержит пять глав:

I глава — общие положения, основной смысл государственной политики в интересах детей.

II глава — основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации — раскрывает законодательные основы гарантий прав ребенка, механизм содействия ребенку в реализации его законных прав и интересов, меры по их защите.

III глава — организационные основы гарантий прав ребенка — роль каждого звена государственной структуры и мероприятия по осуществлению гарантий прав.

IV глава — гарантии исполнения настоящего Федерального закона — порядок разрешения споров при in полнении настоящего закона.

V глава — заключительные положения – сроки вступления в силу отдельных статей и Закона в целом, необходимость приведения всей законодательной системы государства в соответствие с настоящим Федеральным законом.

При изучении и использовании текста Закона на практике желательно обратить внимание прежде всего на основные понятия, которые определяют смысл социальной политики государства.

Ребенок — лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), в наших документах может быть назван несовершеннолетним, привлекает внимание социального педагога прежде всего потому, что он находится в проблемной жизненной ситуации. Направления работы в плане социального педагога могут быть определены в соответствии с тем, проблемы какой социальной группы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, становятся объектом его внимания. Фактически каждый ребенок может попасть в такую группу, если его жизнедеятельность нарушена в результате сложившихся обстоятельств и он не может; преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

При этом социальный педагог обеспечивает условия для социальной адаптации данного ребенка как внутреннего процесса принятия норм общественной жизни и поведения, преодоления последствий психологической или моральной травмы. В этой ситуа­ции социальный педагог создает условия для становления ребенка как субъекта социальной жизни.

Социальный педагог занимается и социальной реабилитацией ребенка, как внешним процессом, проводит мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем окружающих. Социальный педагог создает условия для становления педагогически целесообразной социальной среды.

Социальному педагогу необходимо знать, кто по закону обеспечивает социальное обслуживание и жизнеобеспечение детей? Чем занимаются социальный службы и социальная инфраструктура? Какое место здесь занимает система образования?

Все правовые документы социального педагога должны быть ориентированы на цели государственной политики в интересах детей (ст. 4). Мотивация обращения в те или иные органы власти социального педагога может быть подкреплена материалами Закона (ст. 5).

Статья 7 поможет социальному педагогу в решении вопроса о полномочиях и ответственности различных общественных структур за содействие в реализации, защите прав и законных интересов детей.

1. Органы государственной власти — содействует ребенку в реализации и защите его интересов и прав через принятие соответствующих нормативно-правовых актов, проведение методической информационной работы, поощрение ребенка и тех, кто способствует осуществлению его прав и законных интересов.

2. Родители и лица их заменяющие содействуют осуществлению самостоятельных действий ребенка по осуществлению своих прав и законных интересов.

3. Педагоги и другие специалисты несут ответственность за воспитание, образование, охрану здоровья, социальную защиту и социальное обслуживание ребенка, но только в рамках, которые определили им компетентные органы государственной власти и в соответствии с Законодательством РФ.

4 Общественные и некоммерческие организации могут тоже осуществлять деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей, могут получить в этом методическую и иную помощь от органов исполнительной власти.

Далее социальный педагог может ознакомиться с тем, какие устанавливаются минимальные стандарты и меры по осуществлению гарантий прав ребенка (ст. 8-14); изучить, какие особые меры гарантирует государство для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст. 15), сроки вступления в силу действия тех или иных органов местного самоуправления (ст. 17); какова государственная поддержка общественных организаций (ст. 18), государственный заказ (ст. 19) и целевые программы (ст. 20), а также порядок финансирования мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей (ст. 21).

Для успешной реализации данного Закона, необходимо сделать его достоянием педагогов, детей, родителей.

На основе текста Закона можно корректировать Устав образовательного учреждения, планы СПР, регулировать отношения между семьей и школой.

Закон должен быть соотнесен с Законодательными органами, текстом Закона «Об образовании», другими Законами и подзаконными актами.

- Закон об образовании.

- Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».