logo
Sotsialnaya_pedagogika

По очной форме

Модуль

Трудоемкость

№ раздела,

№ темы

Лекционный курс

Занятия (номера)

Индивидуальные занятия

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

В кредитах

В часах

Вопросы, изучаемые на лекции

Часы

семинарские

Лабораторно-практические

Содержание

Часы

Содержание (или номера заданий)

Часы

№1

4

Раздел I.

Тема 1.

1. Объект, предмет, задачи и функции социальной педагогики.

2. Термины социальной педагогики.

3. Межпредметные связи.

4. Социальная педагогика как часть социальной философии.

2

1. Выполнить конспект лекции.

2. Составить и заполнить таблицу:

1) Общее и различия в социальной философии и социальной педагогике;

2) Общее и различия во взглядах на вопросы образования в социальной философии социалистов-утопистов и революционных демократов.

3. Составить 1-2 теста или вопроса-суждения.

Ответить на вопросы:

1. Когда социальная педагогика начала формироваться как автономное направление в педагогике?

2. Перечислите основные термины социальной педагогики.

3. Предложите свое определение социальной педагогики. В чем вы видите ее значение?

2

1. Проверка конспекта лекции.

2. Проверка наличия и заполнения терминологических словарей.

3. Анализ продуктов деятельности.

4. Контроль присутствия на лекции.

5. Ответы на вопросы.

8

Раздел I. Тема 2.

1. Сущность, компоненты, этапы социализации.

2. Факторы, агенты и средства социализации.

3. Механизмы социализации.

4

1. Выполнить конспект лекции.

2. Попытайтесь раскрыть сущность социализации, изобразив это понятие в виде рисунка или схемы.

3. Составить 1-2 теста или вопроса-суждения.

Ответить на вопросы:

1. В чем заключается сущность процесса социализации?

2. Назовите 4 группы факторов социализации.

3. На одного из этапов социализации покажите, какие факторы, агенты примере, средства и механизмы влияют на развитие человека.

4

1. Проверка конспекта лекции.

2. Анализ творческих работ

3. Проверка терминологических словарей.

4. Контроль присутствия на лекции.

5. Беседа по вопросам.

8

Раздел I.

Тема 3.

1. Сущность, социального воспитания.

2 Принципы социального воспитания.

3 Взаимодействие в социальном воспитании.

4. Институты социального воспитания.

4

1. Выполнить конспект лекции.

1. В чем основные отличия воспитания от стихийной социализации?

4

1. Проверка конспектов лекции.

2. Проверка терминологических словарей.

3. Контроль присутствия на лекции.

4

Раздел 1. Тема 3.

Занятие № 1.

Занятие № 1.

1. Сущность, социального воспитания.

2 Принципы социального воспитания.

3 Взаимодействие в социальном воспитании.

4. Институты социального воспитания.

1. Напишите педагогическое эссе на тему: «В чем, на ваш взгляд, гуманизм социального воспитания?»

2. Составить 1-2 теста или вопроса-суждения.

2

Ответить на вопросы:

1. Какому принципу социального воспитания соответствует создание многообразных видов и типов воспитательных организаций?

2. Как сказываются глобальные процессы и проблемы на социализации подрастающих поколений?

3. Какова современная трактовка принципа природосообразности?

2

1. Опрос.

2. Контроль присутствия на семинаре.

3. Анализ продуктов деятельности.

4

Раздел 1.

Тема 4

Занятие № 2.

Занятие № 2.

1. Организация социального воспитания в Германии, Великобритании и США.

2. Взрослые в воспитательном процессе.

3.Особенности работы со взрослыми.

4. Работа социального педагога с родителями.

1. Напишите эссе на тему: «Применение какого из принципов обучения взрослых приемлемо для применения ко мне и почему?»

2. Составить 1-2 теста или вопроса-суждения.

2

1. Сформулируйте особенности работы со взрослыми в европейских странах.

2. Каковы принципы обучения взрослых?

3. Какие типы программ включала подготовка к семейной жизни в США в 40-70-е годы ХХ века?

4. В чем особенность современной подготовки к семейной жизни в США?

2

1. Устный опрос.

2. Проверка терминологических словарей.

3. Анализ продуктов деятельности.

4. Контроль присутствия на семинаре.

4

Раздел 1. Тема 5.

Занятие № 3.

1. Принцип коллективности социального воспитания.

2. Опытные станции Наркомпроса.

3. Социально-педагогическая деятельность В.Н. Сорока-Росинского.

4. А.С. Макаренко о воспитании личности в коллективе.

1. Напишите эссе на тему: «Принцип коллективности глазами современников: актуальность, примеры реализации».

2. Изучение фрагментов статей «Детский дом» В.Н. Сорока-Росинского; «О моем опыте» А.С. Макаренко.

3. Объясните смысл слов Е.А. Аркина «В коллективе, достойном своего имени, ребенок не растворяется, а, наоборот, находит условия для выявления и расцвета своих лучших сторон».

2

1. Почему постоянное пребывание в коллективе отрицательно влияет на ребенка?

2. Каким образом группа сверстников влияет на каждого своего члена?

2

1. Опрос.

2. Проверка терминологических словарей.

2

8

Раздел 2.

Тема 1.

1. Человек как объект и субъект социализации.

2. Человек как жертва процесса социализации.

3. Понятие «личность»: характерные черты, развитие, формирование

4. Социально-педагогическая виктимология.

4

1. Выполнить конспект лекции.

2. Заполнить таблицу: В связи с чем человека можно считать объектом социализации, и благодаря чему человек является субъектом социализации?

4

1. Проверка конспекта лекции.

2. Проверка терминологических словарей.

3. Анализ продуктов деятельности.

8

Раздел 2.

Тема 1.

Занятие № 1.

Занятие № 1.

1. Человек как объект и субъект социализации.

2. Человек как жертва процесса социализации.

3. Понятие «личность»: характерные черты, развитие, формирование

4. Социально-педагогическая виктимология.

1. Напишите эссе на темы «Как человек может стать жертвой неблагоприятных условий социализации»; «Человек – творец своей жизни: возможности и границы.

2. Составить сравнительную таблицу: подходы к исследованию социализации (субъект-объектный и субъект-субъектный).

4

Ответить на вопросы:

1. Покажите, какие возрастные задачи стоят перед человеком в детстве, отрочестве, юности.

2. Что значит быть личностью?

3. В чем различия между жертвой социализации и жертвой неблагоприятных условий социализации?

4

1. Опрос.

2. Проверка терминологических словарей.

3. Анализ продуктов деятельности.

№2

8

Раздел 2.

Тема 2.

1. Семья как социальная ячейка общества.

2. Типы семей.

3. Этапы, функции семьи.

4

1. Выполнить конспект лекции.

2. Проанализировать семью как фактор социализации человека на различных возрастных этапах.

3. Сформулируйте оригинальные определения семьи и детства.

Ответить на вопросы:

1. В чем особенности семьи как социальной ячейки общества?

2. Перечислите известные вам типы семей.

4

1. Проверка конспекта лекции

2 Проверка терминологических словарей.

3. Анализ продуктов деятельности.

4

Раздел 2. Тема 3.

1. Семейное воспитание.

2. Отношения в семье.

3. Причины конфликтов в семье.

2

1. Выполнить конспект лекции.

2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.

3. Спроектируйте способы организации позитивной жизнедеятельности различных групп сверстников в конкретном микросоциуме (семье).

4. Сформулируйте правила взаимодействия и установления контактов с семьей.

1. От чего в большей степени зависят результаты семейного воспитания?

2. Что угрожает российской семье?

2

1. Проверка конспекта лекции.

2 Проверка терминологических словарей.

3. Анализ продуктов деятельности.

4

Раздел 2.

Тема 4.

Занятие № 2.

1. Специфика работы социального педагога с семьей, детьми, взрослыми.

2. Методы и формы работы социального педагога с семьей.

3. Организация работы с семьями с больными детьми.

4. Организация семейного досуга.

5. Модели помощи современной семье.

1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.

2. Изучение статей Л.Н. Кривцовой «Центр социально-психологической помощи «Доверие» и «Реабилитационный центр «Радуга» для детей и подростков с ограниченными возможностями.

3. Написать эссе на темы «Моя будущая семья: какой я ее вижу и почему» или «Какие моменты из детства вспоминаются как несправедливые, обидные и как бы вы сегодня поступили на месте родителей»?

4. Составление примерной программы занятий с родителями.

2

1. Что может взять социальный педагог из опыта работы центров «Доверие», «Радуга»?

2. В чем, на ваш взгляд, заключается педагогика семейных отношений»?

3. От чего в большей степени зависят результаты семейного воспитания?

4. Какие традиции, особенности взаимоотношений семьи, из которой вы вышли, вы хотели бы перенести в семью, которую создали или хотите создать?

2

1. Обсуждение вопросов семинара.

2. Проверка конспектов.

3. Проверка терминологических словарей.

4. Тестирование.

5. Обсуждение-(рассуждение) эссе.

4

Раздел 3. Тема 1.

1. Забота о детях-сиротах у славян.

2. Литературные памятники Руси о социальных проблемах.

3. Государственная политика защиты детства в ХVIII веке.

2

1. Выполнить конспект лекции.

2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.

3. Изучение содержания воспитательной работы в воспитательных домах по «Генеральному плану Императорского воспитательного дома».

4. Составить 1-2 теста или вопроса-суждения.

1. Когда был запрещен обычай хоронить жену с умершим мужем и почему?

2. Что такое скудельницы (божедомки). Как вы думаете, почему их так называли?

3. Что означал термин «печаловаться»?

2

1. Проверка конспекта лекции.

2. Проверка терминологических словарей.

3. Анализ продуктов деятельности.

4

Раздел 3. Тема 2.

1. Ведомство учреждений императрицы Марии.

2. Сиротские институты.

3. Детские приюты.

4. В.Ф. Одоевский о воспитании в приютах.

5. Благотворительные учреждения.

2

1. Выполнить конспект лекции.

2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.

3. Изучение статьи В.Я. Стоюнина «Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского воспитательного дома».

2

1. Когда было создано Ведомство учреждений императрицы Марии?

Какие учреждения входили в его состав?

2. Сколько приютов официально действовали в начале ХХ века в России?

2

1. Проверка конспекта лекции.

2. Проверка терминологических словарей.

3. Анализ продуктов деятельности.

4

Раздел 3. Тема 3.

1. Детские летние колонии, классы для отстающих детей.

2. Детские объединения.

3. Педагогика среды С.Т. Шацкого.

2

1. Выполнить конспект лекции.

2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.

2

1. С какой целью было создано общество «Сетлемент»?

2. Какую колонию в 1911 году вместе с женой создает С.Т. Шацкий?

2

1. Проверка конспекта лекции

2 Проверка терминологических словарей.

3. Анализ продуктов деятельности.

4

Раздел 3. Тема 4.

1. Политика советского правительства защиты сирот после 1917 г.

2. Детские дома, коммуны, колонии, опекунство.

3. Забота о сиротах в годы Великой Отечественной войны.

4. Послевоенная социальная политика.

5. Забота о детях-сиротах и организация детского досуга.

1. Выполнить конспект лекции.

2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.

2

Ответить на вопросы

1. Какой характер в большей степени носило воспитание в пионерских домах, создаваемых в 20-30-годы?

2. К чему, в основном, сводилась забота о детях в годы ВОв?

1. Проверка конспекта лекции.

2 Проверка терминологических словарей.

4

Раздел 3. Тема 5.

1. Понятие сотрудничества в социальной педагогике М.П. Щетинина, Т.И. Гончаровой, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова, В.Н. Дубинина.

2. Опыт И.П. Волкова «учить творчеству».

1. Выполнить конспект лекции.

2. Знакомство с отрывком статьи И.П. Волкова «Учить творчеству».

3. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.

2

Ответить на вопросы:

1. Какие социальные проблемы поднимают педагоги-новаторы?

2. Что из их опыта педагогов-новаторов может использовать в своей работе социальный педагог?

1. Проверка конспекта лекции.

2 Проверка терминологических словарей.

4

Раздел 3. Тема 6.

Занятие № 1

Занятие № 1.

1. Развитие ребенка от рождения до университетского возраста по М.М. Манасеиной.

2. П.Ф. Лесгафт о воспитании ребенка в семье.

3. «Школьные типы» Лесгафта.

4. Особенности обучения и воспитания в дворянской семье (по М.С. Лунину).

5. Воспитание крестьянских детей.

1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.

2. Изучение фрагментов статей М.М. Монасеиной «О воспитании ума»; П.Ф. Лесгафта «Школьные типы» (антропологический этюд).

2

Ответить на вопросы:

1. Что представляло собой домашнее образование в дворянской семье по программе, составленной С.С. Луниным?

2. Каким было воспитание в крестьянской семье?

4

1. Устный опрос.

2. Проверка терминологических словарей.

3. Терминологический диктант.

4

Раздел 3. Тема 7.

Занятие № 2.

Занятие № 2.

1. Православие и образование в России.

2. Религиозное образование.

3. Христианское воспитание.

4. К.Д. Ушинский о религиозном воспитании.

1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.

2. Изучение фрагментов проповедей митрополита Киевского и Галицкого Владимира.

4

Ответить на вопросы:

1. Какова роль православия в образовании и воспитании человека в России?

2. Какова ваша оценка роли исповеди и проповедей митрополита Киевского и Галицкого Владимира.

4

1. Устный опрос.

2. Проверка терминологических словарей.

3. Терминологический диктант.

8

Раздел 3. Тема 8.

Занятие № 3.

Занятие №3.

1. Н.К. Рерих о ненасилии.

2. Л.Н. Толстой и К.Н. Вентцель о свободном воспитании.

3. Эксперимент К.Н. Вентцеля.

1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.

4

Ответьте на вопросы:

1. В чем успех и в чем неудача эксперимента свободного воспитания К.Н. Вентцеля?

4

1. Устный опрос.

2. Проверка терминологических словарей.

3. Терминологический диктант.

№2

4

Раздел 4. Тема 1.

1. Нормативно-правовая база профессиональной деятельности социального педагога в системе образования

2. Основные положения Конвенции ООН «О правах ребенка», Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

3. Опыт защиты детей.

2

1. Выполнить конспект лекции.

2. Напишите педагогическое эссе на тему: Почему и от кого нужно защищать детей»

2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.

1. Охарактеризовать основное содержание Конвенции о правах ребенка.

2. Дать характеристику основных положений Федерального закона об основных гарантиях прав ребенка в РФ.

2

1. Проверка конспекта лекции

2. Проверка терминологических словарей.

3. Анализ продуктов деятельности.

4

Раздел 4.

Тема 2

1. Понятие технологии. Педагогическая технология, социальная технология.

2. Классификация социальных технологий.

3. Основные методы в работе социального педагога.

2

1. Выполнить конспект лекции.

2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.

Ответить на вопросы:

1. Что вы понимаете под социально-педагогическими технологиями?

2. К каким основаниям классификации социальных технологий относится социальное прогнозирование?

3. Назовите известные вам направления социальной работы.

2

1. Проверка конспектов лекции.

2. Проверка терминологических словарей.

3.

Анализ продуктов деятельности.

8

Раздел 4,

Тема 3.

1. Роль социального педагога в системе образования, его профессиональные качества, должные инструкции.

2. Функции в деятельности социального педагога.

3. Должностные обязанности социального педагога.

4

1. Выполнить конспект лекции.

2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.

Ответить на вопросы:

1. Что главное в работе социального педагога? Чем она отличается от деятельности педагога школы, педагога-предметника и даже классного руководителя?

4

1. Проверка конспектов лекции.

2. Проверка терминологических словарей.

4

Раздел 4.

Тема 4.

1. Самоменед- жмент социального педагога.

2. Содержание и алгоритм профессионального самовоспитания социального педагога.

2

1. Выполнить конспект лекции.

2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.

1. Как вы понимаете самоменеджмент?

2. Чем отличаются важные дела от весьма важных и менее важных?

2

1. Проверка конспектов лекций.

2. Проверка терминологических словарей.

3

4

Раздел 4.

Тема 5.

1. Медицинская диагностика.

2. Психологическая диагностика.

3. Социальная диагностика.

4. Педагогическая и социально-педагогическая диагностика.

2

1. Выполнить конспект лекции.

2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.

3. Составьте таблицу, в которой проведите сравнительный анализ медицинской, социальной и социально-педагогической диагностики.

Ответить на вопросы:

1. Основная задача диагностики?

2. Что такое социальный диагноз?

Чем отличается социальная диагностика от социально-педагогической диагностики?

2

1. Проверка конспектов лекций.

2. Проверка терминологических словарей.

3. Текущее тестирование

4

Раздел 4.

Тема 6.

1. Социальная ситуация развития детей и подростков.

2. Диагностика социально-педагогической запущенности детей.

3. Исследование межличностных отношений детей и подростков.

2

1. Выполнить конспект лекции.

2. Знакомство с методикой «Индивидуальная социальная ситуация» И.А. Николаевой

3. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.

1. Что вы понимаете под индивидуальной социальной ситуацией развития?

Кто ввел это понятие?

2. Для чего нужна ранняя диагностика социально-педагогической запущенности?

3. Сформулируйте сущность комплексной психолого-педагогической диагностики.

4. Что должно стать итогом комплексной психолого-педагогической диагностики?

2

1. Проверка конспектов лекций.

2. Проверка терминологических словарей.

3. Тестирование.

Контроль присутствия на лекции.

8

Раздел 4. Тема 7.

Занятие № 1.

Занятие № 1.

1. Социальные функции современной системы образования.

2. Планирование работы социального педагога.

3. Документация в деятельности социального педагога.

1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.

4

1. Какие вы знаете виды планирования?

2. Перечислите основные документы, которые должен вести социальный педагог.

4

1. Устный опрос.

2. Проверка терминологических словарей.

3. Терминологический диктант.

8

Раздел 4.

Тема 8.

Занятие № 2.

4

Занятие № 2.

1. Сотрудничество со школой. Социальные задачи школы.

2. Работа социального педагога в микрорайоне.

3.Структура социально-педагогического комплекса (СПК).

1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.

2. Составить план работы социального педагога в микрорайоне на один день, неделю.

2. Построить модель СПК, оптимальную для вашего микрорайона.

4

1. Сформулировать социальные задачи школы в современных условиях.

3. Считаете ли вы, что школа должна стать центром воспитательной работы в микрорайоне и почему?

4

1. Устный опрос.

2. Проверка терминологических словарей.

3. Проверка творческих заданий.

4. Терминологический диктант.

5. Проверка плана работы социального педагога

6. Проверка модели СПК.

8

Раздел 4.

Тема 9.

Занятие № 3.

Занятие № 3.

1. Трудные подростки, их особенности, различные отклонения в поведении.

2. Методы перевоспитания (в учебное и во внеурочное время).

3. Молодежные субкультуры.

1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.

2. Конспектирование статей А.С. Макаренко «О взрыве», В.Н. Сорока-Росинского «Трудновоспитуемые».

3. Подготовить доклад по одному из направлений современной молодежной субкультуры.

4. Составить план работы социального педагога с трудными детьми на неделю.

4

1. Сформулируйте суть принципа «взрыва» А.С. Макаренко. В чем сложность его применения?

4

1. Устный опрос.

2. Проверка терминологических словарей.

3. Проверка конспектов.

4. Терминологический диктант.

5. Анализ презентаций.

4

Раздел 4.

Тема 10.

Занятие № 4.

2

Занятие № 10.

1. Детская одаренность: сущность, виды, особенности.

2. В.П. Кащенко об одаренных детях.

3. Методы работы с одаренными детьми.

1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.

2. Изучение и конспектирование статьи В.П. Кащенко «Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников?

3. Составить план работы социального педагога на неделю с одаренным ребенком.

2

Ответить на вопросы:

1. Как отличить одаренного ребенка от обычного школьника?

2. Одаренный ребенок: награда или наказание?

3. Кто такие дети «индиго»?

2

1. Опрос.

2. Проверка конспектов.

3. Проверка плана работы социального педагога.

4. Терминологический диктант