По очной форме
Модуль | Трудоемкость | № раздела, № темы | Лекционный курс | Занятия (номера) | Индивидуальные занятия | Самостоятельная работа студентов | Формы контроля | ||||||
В кредитах | В часах | ||||||||||||
Вопросы, изучаемые на лекции | Часы | семинарские | Лабораторно-практические | Содержание | Часы | Содержание (или номера заданий) | Часы | ||||||
№1 |
| 4 | Раздел I. Тема 1. | 1. Объект, предмет, задачи и функции социальной педагогики. 2. Термины социальной педагогики. 3. Межпредметные связи. 4. Социальная педагогика как часть социальной философии. | 2 |
|
| 1. Выполнить конспект лекции. 2. Составить и заполнить таблицу: 1) Общее и различия в социальной философии и социальной педагогике; 2) Общее и различия во взглядах на вопросы образования в социальной философии социалистов-утопистов и революционных демократов. 3. Составить 1-2 теста или вопроса-суждения. |
| Ответить на вопросы: 1. Когда социальная педагогика начала формироваться как автономное направление в педагогике? 2. Перечислите основные термины социальной педагогики. 3. Предложите свое определение социальной педагогики. В чем вы видите ее значение? | 2 | 1. Проверка конспекта лекции. 2. Проверка наличия и заполнения терминологических словарей. 3. Анализ продуктов деятельности. 4. Контроль присутствия на лекции. 5. Ответы на вопросы. | |
| 8 | Раздел I. Тема 2. | 1. Сущность, компоненты, этапы социализации. 2. Факторы, агенты и средства социализации. 3. Механизмы социализации. | 4 |
|
| 1. Выполнить конспект лекции. 2. Попытайтесь раскрыть сущность социализации, изобразив это понятие в виде рисунка или схемы. 3. Составить 1-2 теста или вопроса-суждения. |
| Ответить на вопросы: 1. В чем заключается сущность процесса социализации? 2. Назовите 4 группы факторов социализации. 3. На одного из этапов социализации покажите, какие факторы, агенты примере, средства и механизмы влияют на развитие человека. | 4 | 1. Проверка конспекта лекции. 2. Анализ творческих работ 3. Проверка терминологических словарей. 4. Контроль присутствия на лекции. 5. Беседа по вопросам. | ||
| 8 | Раздел I. Тема 3. | 1. Сущность, социального воспитания. 2 Принципы социального воспитания. 3 Взаимодействие в социальном воспитании. 4. Институты социального воспитания. | 4 |
|
| 1. Выполнить конспект лекции. |
| 1. В чем основные отличия воспитания от стихийной социализации? | 4 | 1. Проверка конспектов лекции. 2. Проверка терминологических словарей. 3. Контроль присутствия на лекции. | ||
|
| 4 | Раздел 1. Тема 3. Занятие № 1. |
|
| Занятие № 1. 1. Сущность, социального воспитания. 2 Принципы социального воспитания. 3 Взаимодействие в социальном воспитании. 4. Институты социального воспитания. |
| 1. Напишите педагогическое эссе на тему: «В чем, на ваш взгляд, гуманизм социального воспитания?» 2. Составить 1-2 теста или вопроса-суждения. | 2 | Ответить на вопросы: 1. Какому принципу социального воспитания соответствует создание многообразных видов и типов воспитательных организаций? 2. Как сказываются глобальные процессы и проблемы на социализации подрастающих поколений? 3. Какова современная трактовка принципа природосообразности? | 2 | 1. Опрос. 2. Контроль присутствия на семинаре. 3. Анализ продуктов деятельности. | |
|
| 4 | Раздел 1. Тема 4 Занятие № 2. |
|
| Занятие № 2. 1. Организация социального воспитания в Германии, Великобритании и США. 2. Взрослые в воспитательном процессе. 3.Особенности работы со взрослыми. 4. Работа социального педагога с родителями. |
| 1. Напишите эссе на тему: «Применение какого из принципов обучения взрослых приемлемо для применения ко мне и почему?» 2. Составить 1-2 теста или вопроса-суждения. | 2 | 1. Сформулируйте особенности работы со взрослыми в европейских странах. 2. Каковы принципы обучения взрослых? 3. Какие типы программ включала подготовка к семейной жизни в США в 40-70-е годы ХХ века? 4. В чем особенность современной подготовки к семейной жизни в США? | 2 | 1. Устный опрос. 2. Проверка терминологических словарей. 3. Анализ продуктов деятельности. 4. Контроль присутствия на семинаре. | |
|
| 4 | Раздел 1. Тема 5. Занятие № 3. |
|
| 1. Принцип коллективности социального воспитания. 2. Опытные станции Наркомпроса. 3. Социально-педагогическая деятельность В.Н. Сорока-Росинского. 4. А.С. Макаренко о воспитании личности в коллективе. |
| 1. Напишите эссе на тему: «Принцип коллективности глазами современников: актуальность, примеры реализации». 2. Изучение фрагментов статей «Детский дом» В.Н. Сорока-Росинского; «О моем опыте» А.С. Макаренко. 3. Объясните смысл слов Е.А. Аркина «В коллективе, достойном своего имени, ребенок не растворяется, а, наоборот, находит условия для выявления и расцвета своих лучших сторон». | 2 | 1. Почему постоянное пребывание в коллективе отрицательно влияет на ребенка? 2. Каким образом группа сверстников влияет на каждого своего члена? | 2 | 1. Опрос. 2. Проверка терминологических словарей. | |
2 |
| 8 | Раздел 2. Тема 1. | 1. Человек как объект и субъект социализации. 2. Человек как жертва процесса социализации. 3. Понятие «личность»: характерные черты, развитие, формирование 4. Социально-педагогическая виктимология. | 4 |
|
| 1. Выполнить конспект лекции. 2. Заполнить таблицу: В связи с чем человека можно считать объектом социализации, и благодаря чему человек является субъектом социализации?
|
|
| 4 | 1. Проверка конспекта лекции. 2. Проверка терминологических словарей. 3. Анализ продуктов деятельности. | |
|
| 8 | Раздел 2. Тема 1. Занятие № 1. |
|
| Занятие № 1. 1. Человек как объект и субъект социализации. 2. Человек как жертва процесса социализации. 3. Понятие «личность»: характерные черты, развитие, формирование 4. Социально-педагогическая виктимология. |
| 1. Напишите эссе на темы «Как человек может стать жертвой неблагоприятных условий социализации»; «Человек – творец своей жизни: возможности и границы. 2. Составить сравнительную таблицу: подходы к исследованию социализации (субъект-объектный и субъект-субъектный). | 4 | Ответить на вопросы: 1. Покажите, какие возрастные задачи стоят перед человеком в детстве, отрочестве, юности. 2. Что значит быть личностью? 3. В чем различия между жертвой социализации и жертвой неблагоприятных условий социализации? | 4 | 1. Опрос. 2. Проверка терминологических словарей. 3. Анализ продуктов деятельности. | |
№2 |
| 8 | Раздел 2. Тема 2. | 1. Семья как социальная ячейка общества. 2. Типы семей. 3. Этапы, функции семьи. | 4 |
|
| 1. Выполнить конспект лекции. 2. Проанализировать семью как фактор социализации человека на различных возрастных этапах. 3. Сформулируйте оригинальные определения семьи и детства. |
| Ответить на вопросы: 1. В чем особенности семьи как социальной ячейки общества? 2. Перечислите известные вам типы семей.
| 4 | 1. Проверка конспекта лекции 2 Проверка терминологических словарей. 3. Анализ продуктов деятельности.
| |
|
| 4 | Раздел 2. Тема 3. | 1. Семейное воспитание. 2. Отношения в семье. 3. Причины конфликтов в семье. | 2 |
|
| 1. Выполнить конспект лекции. 2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения. 3. Спроектируйте способы организации позитивной жизнедеятельности различных групп сверстников в конкретном микросоциуме (семье). 4. Сформулируйте правила взаимодействия и установления контактов с семьей.
|
| 1. От чего в большей степени зависят результаты семейного воспитания? 2. Что угрожает российской семье? | 2 | 1. Проверка конспекта лекции. 2 Проверка терминологических словарей. 3. Анализ продуктов деятельности.
| |
|
| 4 | Раздел 2. Тема 4. Занятие № 2. |
|
| 1. Специфика работы социального педагога с семьей, детьми, взрослыми. 2. Методы и формы работы социального педагога с семьей. 3. Организация работы с семьями с больными детьми. 4. Организация семейного досуга. 5. Модели помощи современной семье. |
| 1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара. 2. Изучение статей Л.Н. Кривцовой «Центр социально-психологической помощи «Доверие» и «Реабилитационный центр «Радуга» для детей и подростков с ограниченными возможностями. 3. Написать эссе на темы «Моя будущая семья: какой я ее вижу и почему» или «Какие моменты из детства вспоминаются как несправедливые, обидные и как бы вы сегодня поступили на месте родителей»? 4. Составление примерной программы занятий с родителями. | 2 | 1. Что может взять социальный педагог из опыта работы центров «Доверие», «Радуга»? 2. В чем, на ваш взгляд, заключается педагогика семейных отношений»? 3. От чего в большей степени зависят результаты семейного воспитания? 4. Какие традиции, особенности взаимоотношений семьи, из которой вы вышли, вы хотели бы перенести в семью, которую создали или хотите создать? | 2 | 1. Обсуждение вопросов семинара. 2. Проверка конспектов. 3. Проверка терминологических словарей. 4. Тестирование. 5. Обсуждение-(рассуждение) эссе. | |
|
| 4 | Раздел 3. Тема 1. | 1. Забота о детях-сиротах у славян. 2. Литературные памятники Руси о социальных проблемах. 3. Государственная политика защиты детства в ХVIII веке. | 2 |
|
| 1. Выполнить конспект лекции. 2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения. 3. Изучение содержания воспитательной работы в воспитательных домах по «Генеральному плану Императорского воспитательного дома». 4. Составить 1-2 теста или вопроса-суждения. |
| 1. Когда был запрещен обычай хоронить жену с умершим мужем и почему? 2. Что такое скудельницы (божедомки). Как вы думаете, почему их так называли? 3. Что означал термин «печаловаться»? | 2 | 1. Проверка конспекта лекции. 2. Проверка терминологических словарей. 3. Анализ продуктов деятельности. | |
|
| 4 | Раздел 3. Тема 2. | 1. Ведомство учреждений императрицы Марии. 2. Сиротские институты. 3. Детские приюты. 4. В.Ф. Одоевский о воспитании в приютах. 5. Благотворительные учреждения. | 2 |
|
| 1. Выполнить конспект лекции. 2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения. 3. Изучение статьи В.Я. Стоюнина «Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского воспитательного дома». | 2 | 1. Когда было создано Ведомство учреждений императрицы Марии? Какие учреждения входили в его состав? 2. Сколько приютов официально действовали в начале ХХ века в России? | 2 | 1. Проверка конспекта лекции. 2. Проверка терминологических словарей. 3. Анализ продуктов деятельности. | |
|
| 4 | Раздел 3. Тема 3. | 1. Детские летние колонии, классы для отстающих детей. 2. Детские объединения. 3. Педагогика среды С.Т. Шацкого. | 2 |
|
| 1. Выполнить конспект лекции. 2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.
| 2 | 1. С какой целью было создано общество «Сетлемент»? 2. Какую колонию в 1911 году вместе с женой создает С.Т. Шацкий? | 2 | 1. Проверка конспекта лекции 2 Проверка терминологических словарей. 3. Анализ продуктов деятельности. | |
|
| 4 | Раздел 3. Тема 4. | 1. Политика советского правительства защиты сирот после 1917 г. 2. Детские дома, коммуны, колонии, опекунство. 3. Забота о сиротах в годы Великой Отечественной войны. 4. Послевоенная социальная политика. 5. Забота о детях-сиротах и организация детского досуга. |
|
|
| 1. Выполнить конспект лекции. 2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.
| 2 | Ответить на вопросы 1. Какой характер в большей степени носило воспитание в пионерских домах, создаваемых в 20-30-годы? 2. К чему, в основном, сводилась забота о детях в годы ВОв? |
| 1. Проверка конспекта лекции. 2 Проверка терминологических словарей. | |
|
| 4 | Раздел 3. Тема 5. | 1. Понятие сотрудничества в социальной педагогике М.П. Щетинина, Т.И. Гончаровой, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова, В.Н. Дубинина. 2. Опыт И.П. Волкова «учить творчеству». |
|
|
| 1. Выполнить конспект лекции. 2. Знакомство с отрывком статьи И.П. Волкова «Учить творчеству». 3. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.
| 2 | Ответить на вопросы: 1. Какие социальные проблемы поднимают педагоги-новаторы? 2. Что из их опыта педагогов-новаторов может использовать в своей работе социальный педагог?
|
| 1. Проверка конспекта лекции. 2 Проверка терминологических словарей. | |
|
| 4 | Раздел 3. Тема 6. Занятие № 1 |
|
| Занятие № 1. 1. Развитие ребенка от рождения до университетского возраста по М.М. Манасеиной. 2. П.Ф. Лесгафт о воспитании ребенка в семье. 3. «Школьные типы» Лесгафта. 4. Особенности обучения и воспитания в дворянской семье (по М.С. Лунину). 5. Воспитание крестьянских детей. |
| 1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара. 2. Изучение фрагментов статей М.М. Монасеиной «О воспитании ума»; П.Ф. Лесгафта «Школьные типы» (антропологический этюд).
| 2 | Ответить на вопросы: 1. Что представляло собой домашнее образование в дворянской семье по программе, составленной С.С. Луниным? 2. Каким было воспитание в крестьянской семье? | 4 | 1. Устный опрос. 2. Проверка терминологических словарей. 3. Терминологический диктант. | |
|
| 4 | Раздел 3. Тема 7. Занятие № 2. |
|
| Занятие № 2. 1. Православие и образование в России. 2. Религиозное образование. 3. Христианское воспитание. 4. К.Д. Ушинский о религиозном воспитании. |
| 1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара. 2. Изучение фрагментов проповедей митрополита Киевского и Галицкого Владимира. | 4 | Ответить на вопросы: 1. Какова роль православия в образовании и воспитании человека в России? 2. Какова ваша оценка роли исповеди и проповедей митрополита Киевского и Галицкого Владимира. | 4 | 1. Устный опрос. 2. Проверка терминологических словарей. 3. Терминологический диктант. | |
|
| 8 | Раздел 3. Тема 8. Занятие № 3. |
|
| Занятие №3. 1. Н.К. Рерих о ненасилии. 2. Л.Н. Толстой и К.Н. Вентцель о свободном воспитании. 3. Эксперимент К.Н. Вентцеля. |
| 1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара. | 4 | Ответьте на вопросы: 1. В чем успех и в чем неудача эксперимента свободного воспитания К.Н. Вентцеля? | 4 | 1. Устный опрос. 2. Проверка терминологических словарей. 3. Терминологический диктант. | |
№2 |
| 4 | Раздел 4. Тема 1. | 1. Нормативно-правовая база профессиональной деятельности социального педагога в системе образования 2. Основные положения Конвенции ООН «О правах ребенка», Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». 3. Опыт защиты детей. | 2 |
|
| 1. Выполнить конспект лекции. 2. Напишите педагогическое эссе на тему: Почему и от кого нужно защищать детей» 2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения. |
| 1. Охарактеризовать основное содержание Конвенции о правах ребенка. 2. Дать характеристику основных положений Федерального закона об основных гарантиях прав ребенка в РФ. | 2 | 1. Проверка конспекта лекции 2. Проверка терминологических словарей. 3. Анализ продуктов деятельности. | |
|
| 4 | Раздел 4. Тема 2 | 1. Понятие технологии. Педагогическая технология, социальная технология. 2. Классификация социальных технологий. 3. Основные методы в работе социального педагога. | 2 |
|
| 1. Выполнить конспект лекции. 2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения. |
| Ответить на вопросы: 1. Что вы понимаете под социально-педагогическими технологиями? 2. К каким основаниям классификации социальных технологий относится социальное прогнозирование? 3. Назовите известные вам направления социальной работы.
| 2 | 1. Проверка конспектов лекции. 2. Проверка терминологических словарей. 3. Анализ продуктов деятельности. | |
|
| 8 | Раздел 4, Тема 3. | 1. Роль социального педагога в системе образования, его профессиональные качества, должные инструкции. 2. Функции в деятельности социального педагога. 3. Должностные обязанности социального педагога. | 4 |
|
| 1. Выполнить конспект лекции. 2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения. |
| Ответить на вопросы: 1. Что главное в работе социального педагога? Чем она отличается от деятельности педагога школы, педагога-предметника и даже классного руководителя? | 4 | 1. Проверка конспектов лекции. 2. Проверка терминологических словарей. | |
|
| 4 | Раздел 4. Тема 4. | 1. Самоменед- жмент социального педагога. 2. Содержание и алгоритм профессионального самовоспитания социального педагога. | 2 |
|
| 1. Выполнить конспект лекции. 2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения. |
| 1. Как вы понимаете самоменеджмент? 2. Чем отличаются важные дела от весьма важных и менее важных? | 2 | 1. Проверка конспектов лекций. 2. Проверка терминологических словарей. | |
3 |
| 4 | Раздел 4. Тема 5. | 1. Медицинская диагностика. 2. Психологическая диагностика. 3. Социальная диагностика. 4. Педагогическая и социально-педагогическая диагностика. | 2 |
|
| 1. Выполнить конспект лекции. 2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения. 3. Составьте таблицу, в которой проведите сравнительный анализ медицинской, социальной и социально-педагогической диагностики. |
| Ответить на вопросы: 1. Основная задача диагностики? 2. Что такое социальный диагноз? Чем отличается социальная диагностика от социально-педагогической диагностики? | 2 | 1. Проверка конспектов лекций. 2. Проверка терминологических словарей. 3. Текущее тестирование
| |
|
| 4 | Раздел 4. Тема 6. | 1. Социальная ситуация развития детей и подростков. 2. Диагностика социально-педагогической запущенности детей. 3. Исследование межличностных отношений детей и подростков. | 2 |
|
| 1. Выполнить конспект лекции. 2. Знакомство с методикой «Индивидуальная социальная ситуация» И.А. Николаевой 3. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения. |
| 1. Что вы понимаете под индивидуальной социальной ситуацией развития? Кто ввел это понятие? 2. Для чего нужна ранняя диагностика социально-педагогической запущенности? 3. Сформулируйте сущность комплексной психолого-педагогической диагностики. 4. Что должно стать итогом комплексной психолого-педагогической диагностики? | 2 | 1. Проверка конспектов лекций. 2. Проверка терминологических словарей. 3. Тестирование. Контроль присутствия на лекции. | |
|
| 8 | Раздел 4. Тема 7. Занятие № 1. |
|
| Занятие № 1. 1. Социальные функции современной системы образования. 2. Планирование работы социального педагога. 3. Документация в деятельности социального педагога. |
| 1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара. | 4 | 1. Какие вы знаете виды планирования? 2. Перечислите основные документы, которые должен вести социальный педагог. | 4 | 1. Устный опрос. 2. Проверка терминологических словарей. 3. Терминологический диктант. | |
|
| 8 | Раздел 4. Тема 8. Занятие № 2. |
| 4 | Занятие № 2. 1. Сотрудничество со школой. Социальные задачи школы. 2. Работа социального педагога в микрорайоне. 3.Структура социально-педагогического комплекса (СПК). |
| 1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара. 2. Составить план работы социального педагога в микрорайоне на один день, неделю. 2. Построить модель СПК, оптимальную для вашего микрорайона. | 4 | 1. Сформулировать социальные задачи школы в современных условиях. 3. Считаете ли вы, что школа должна стать центром воспитательной работы в микрорайоне и почему? | 4 | 1. Устный опрос. 2. Проверка терминологических словарей. 3. Проверка творческих заданий. 4. Терминологический диктант. 5. Проверка плана работы социального педагога 6. Проверка модели СПК. | |
|
| 8 | Раздел 4. Тема 9. Занятие № 3. |
|
| Занятие № 3. 1. Трудные подростки, их особенности, различные отклонения в поведении. 2. Методы перевоспитания (в учебное и во внеурочное время). 3. Молодежные субкультуры. |
| 1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара. 2. Конспектирование статей А.С. Макаренко «О взрыве», В.Н. Сорока-Росинского «Трудновоспитуемые». 3. Подготовить доклад по одному из направлений современной молодежной субкультуры. 4. Составить план работы социального педагога с трудными детьми на неделю. | 4 | 1. Сформулируйте суть принципа «взрыва» А.С. Макаренко. В чем сложность его применения? | 4 | 1. Устный опрос. 2. Проверка терминологических словарей. 3. Проверка конспектов. 4. Терминологический диктант. 5. Анализ презентаций. | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
| 4 | Раздел 4. Тема 10. Занятие № 4. |
| 2 | Занятие № 10. 1. Детская одаренность: сущность, виды, особенности. 2. В.П. Кащенко об одаренных детях. 3. Методы работы с одаренными детьми.
|
| 1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара. 2. Изучение и конспектирование статьи В.П. Кащенко «Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников? 3. Составить план работы социального педагога на неделю с одаренным ребенком. | 2 | Ответить на вопросы: 1. Как отличить одаренного ребенка от обычного школьника? 2. Одаренный ребенок: награда или наказание? 3. Кто такие дети «индиго»? | 2 | 1. Опрос. 2. Проверка конспектов. 3. Проверка плана работы социального педагога. 4. Терминологический диктант |
- Педагогика
- Оглавление
- Пояснительная записка
- 1. Организационно-нормативная документация
- 1.1. Учебная программа
- 1.1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.1.2. Содержание дисциплины опд.Ф. 02 Педагогика дпп.Ф.18. «Социальная педагогика»
- Опд.Ф. 02 Педагогика «Социальная педагогика»
- 1.1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 1.1.4. Учебно-методическая карта дисциплины __ф__│__р__│__в____Социальная педагогика 74 часа для студентов образовательной профессиональной программы
- 031000 «Педагогика и психология» (050706.65)
- По очной форме
- 1.1.5. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине __ф__│__р__│__в____Социальная педагогика 30 часов для студентов образовательной профессиональной программы
- 031000 «Педагогика и психология» (050706.65)
- 1.1.6. Карта согласования рабочей программы дисциплины цикла опд.Ф. 02 Педагогика «Социальная педагогика»
- 1.1.7. Карта обеспечения дисциплины учебными материалами дисциплины __ф__│__р__│__в____ Социальная педагогика для студентов образовательной профессиональной программы
- 033200.00 «Педагогика и психология»
- 1.1.8. Карта обеспечения дисциплины оборудованием дисциплины __ф__│__р__│__в____ Социальная педагогика 74 часа для студентов образовательной профессиональной программы
- 033200.00 «Педагогика и психология)»
- 2. Дидактические материалы (средства обучения)
- 2.1. Печатные дидактические материалы Обязательная литература
- Дополнительная литература
- Рейтинговая книжка студента
- Формы рейтингового оценивания:
- 3.2. Контрольно-измерительные материалы
- 3.2.1. Текущий контроль
- 1. Социально-правовая функция социальной педагогики означает:
- 2. Установите соответствие между основанием классификации и видом социальной технологии:
- 3.2.2. Итоговый контроль
- 3.2.3. Вопросы к зачету (экзамену)
- 1. Теория социальной педагогики
- 1. Социально-правовая функция социальной педагогики означает:
- 2. Воспитательная функция социальной педагогики означает:
- 3. Социализация личности - это:
- 4. Система институтов социального воспитания не включает:
- 5. Гуманизм социального воспитания состоит в том, чтобы:
- 2. Человек в процессе социализации
- 18. Установите соответствие:
- 19. Установите соответствие:
- 3. Защита детства и социальная педагогика в истории России
- 4. Работа социального педагога в современных условиях
- 45. Защитно-охранная функция деятельности социального педагога не включает:
- 46. Дифференциация обучения – это:
- 51. Источники информации для установления социального диагноза*:
- 53. Социальный диагноз — это:
- 54. Диагностически значимые признаки социально-педагогической запущенности*:
- 55. Формы девиантного поведения*:
- 4. Методические рекомендации
- 4.1. Методические рекомендации для студентов Тематика лекционных занятий (44 часа)
- Вопросы, рассматриваемые на лекционных занятиях
- Раздел 1. Тема 1. Социальная педагогика как предмет (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 2. Социализация как социально-педагогическое явление (4 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 3. Социальное воспитание: сущность, принципы, взаимодействие, институты социального воспитания (4 часа)
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Раздел 3.
- Тема 1. Защита детства и социальная педагогика в истории России с древнейших времен до конца 18 века (2 часа).
- Вопросы и задания
- Тема 2. Государственная политика защиты детей-сирот в 19-начале 20 вв. (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 3. Государственная политика защиты детей в годы советской власти (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 4. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов 80-90-х годов 20 в. (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 5. Практика социального воспитания в начале XX века. Педагогика среды с.Т. Шацкого (2 часа)
- Вопросы и задания
- Раздел 4.
- Тема 1. Защита детей в современных условиях (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 2. Общая классификация и назначение технологий и методов в социальной работе с детьми, подростками и молодежью (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 3. Социальный педагог: профессионализм и практика работы (4 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 4. Самоменеджмент социального педагога (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 5. Сущность и особенности социально-педагогической диагностики (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 6. Исследование социальной ситуации развития детей и подростков (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тематика семинарских занятий (30 часов)
- Теоретические вопросы и практические задания к семинарам
- 1. Социальное воспитание в контексте социализации (2 часа)
- 2. Социальное воспитание в странах Европы и сша (2 часа)
- 3. Опыт социального воспитания личности в коллективе (2 часа)
- 4. Человек в процессе социализации.
- 5. Работа социального педагога с семьей (2 часа)
- 4.2. Словарь терминов
- 4.3. Методические рекомендации для преподавателей
- 4.4. Тезисы лекций и материалы для самостоятельной подготовки
- Раздел 1.
- Тема 1. Социальная педагогика как предмет (2 часа)
- 1. Объект, предмет, задачи и функции социальной педагогики.
- 2. Термины социальной педагогики
- 3. Межпредметные связи
- 4. Социальная педагогика как часть социальной философии
- Тема 2. Социализация как социально-педагогическое явление (4 часа)
- 1. Сущность, компоненты, этапы социализации.
- 2. Факторы, агенты и средства социализации
- 3. Механизмы социализации
- Тема 3. Социальное воспитание: сущность, принципы, взаимодействие, институты социального воспитания (4 часа)
- 1. Сущность социального воспитания
- 2. Принципы социального воспитания
- 2. Принцип природосообразности.
- 4. Принцип вариативности социального воспитания (или социальной ответственности).
- 3. Взаимодействие в социальном воспитании
- 4. Институты социального воспитания
- Раздел 2.
- Тема 1. Человек в процессе социализации. Личность ребенка, его развитие, зависимость от среды (4 часа)
- 1. Человек как объект и субъект социализации
- 2. Человек как жертва процесса социализации
- 3. Понятие «личность»: характерные черты, развитие, формирование
- Тема 2. Современная семья: типы, этапы, функции (4 часа)
- 1. Семья как социальная ячейка общества
- 2. Типы семей
- Этапы, функции семьи
- Тема 3. Отношения в семье, семейное воспитание (2 часа)
- 1. Семейное воспитание
- 2. Отношения в семье
- 3. Причины конфликтов в семье
- Раздел 3.
- Тема 1. Защита детства и социальная педагогика в истории России с древнейших времен до конца 18 века (2 часа)
- 1. Забота о детях-сиротах у славян
- 2. Литературные памятники Руси о социальных проблемах
- 3. Государственная политика защиты детства в хviii веке
- Тема 2. Государственная политика защиты детей-сирот в 19-начале 20 вв. (2 часа)
- 1. Ведомство учреждений императрицы Марии
- 2. Сиротские институты
- 3. Детские приюты
- 4. В.Ф. Одоевский о воспитании в приютах
- 5. Благотворительные учреждения
- Тема 3. Практика социального воспитания в начале XX века. Педагогика среды с.Т. Шацкого (2 часа)
- 1. Детские летние колонии, классы для отстающих детей
- 2. Детские объединения
- 4. Педагогика среды с.Т. Шацкого
- Тема 4. Государственная политика защиты детей в годы советской власти (2 часа)
- 1. Политика советского правительства защиты сирот после 1917 г.
- 2. Детские дома, коммуны, колонии, опекунство
- 3. Забота о сиротах в годы Великой Отечественной войны
- 4. Послевоенная социальная политика
- 5. Забота о детях-сиротах и организация детского досуга
- Тема 5. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов 80-90-х годов 20 в. (2 часа)
- Понятие сотрудничества в социальной педагогике м.П. Щетинина, т.И. Гончаровой, е.Н. Ильина, в.Ф. Шаталова, в.Н. Дубинина
- 2. Опыт и.П. Волкова «учить творчеству»
- Раздел 4.
- Тема 1. Защита детей в современных условиях (2 часа)
- 1. Нормативно-правовая база профессиональной деятельности социального педагога в системе образования
- 2. Основные положения Конвенции оон «о правах ребенка», Закона рф «Об основных гарантиях прав ребенка в рф»
- Часть I.
- Часть II.
- Часть III.
- 3. Опыт защиты детей
- Тема 2. Общая классификация и назначение технологий и методов в социальной работе с детьми, подростками и молодежью (2 часа)
- 1. Понятие технологии. Педагогическая технология. Социальная технология
- 2. Классификация социальных технологий
- 3. Основные методы в работе социального педагога Методы социальной работы
- Психологические методы
- Педагогические методы
- Социально-педагогические методы
- Темы 3-4. Социальный педагог: профессионализм и практика работы (4 часа) Самоменеджмент социального педагога (2 часа)
- 1. Роль социального педагога в системе образования, его профессиональные качества, должные инструкции
- 2. Функции в деятельности социального педагога
- 3. Должностные обязанности социального педагога
- 4. Самоменеджмент социального педагога
- 5. Содержание и алгоритм профессионального самовоспитания социального педагога
- Раздел 4.
- Тема 5. Сущность и особенности социально-педагогической диагностики (2 часа)
- 1. Медицинская диагностика
- 2. Психологическая диагностика
- 3. Социальная диагностика
- 4. Педагогическая и социально-педагогическая диагностика
- Тема 6. Исследование социальной ситуации развития детей и подростков (2 часа)
- 1. Социальная ситуация развития детей и подростков
- 2. Диагностика социально-педагогической запущенности детей
- 3. Комплексная психолого-педагогическая диагностика
- Педагогика
- Анна Юрьевна Арутюнян