Дополнительная литература
Азаров, Ю. Семейная педагогика [Текст] / Ю. Азаров. - М., 1993.
Азаров, Ю.П. Педагогика Любви и Свободы [Текст] / Ю.П. Азаров. - М.: Топикал, 1994. - 607 с.
Андреева, И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И.Н. Андреева. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н.Митюров. – М.: Педагогика, 1985. – 363 с., ил.
Болотов, В. Должность социального педагога скоро станет привычной [Текст] / В. Болотов // Учительская газета. - 1994. - № 9.
Бочарова, В.Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива [Текст] / В.Г. Бочарова. - М., 1991.
Бочарова, В.Г. Социальная педагогика [Текст] / В.Г. Бочарова. - М., 1994.
Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы [Текст] / В.Г. Бочарова. - М.: Аргус, 1994. - 208 с.
Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога [Текст]: учеб. пособие для вузов / Ю.В. Василькова. - М.: Академия, 2002. – 160 с.
Вульфов, Б.З. Школа и социальная среда: взаимодействие [Текст] / В.Д. Семенов, Б.З. Вульфов. - М., 1994.
Григорьева, А.Г. Воспитание дисциплины подростков в семье [Текст]. – Минск, 1975. – 120 с.
Гуров, В.Н. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа [Текст] / В.Н. Гуров, Л.Я. Селюкова. - Ставрополь, 1993.
Еремин, В.А. Улица - подросток – воспитатель [Текст] / В.А Еремин. - М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
Закатов, И.Н. Социальная педагогика в школе [Текст] / И.Н. Закатов. - М., 1996.
Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]: учеб. пособие для пед. вузов / О.Л. Зверева. - 2-е изд., стереотип. - М.: "Академия", 2000. – 160 с.
Земска, Мария. Семья и личность [Текст] / Мария Земска; Пер. с польского. - М.: Прогресс, 1986. 135с.
Иванов, М.А. Прежде всего мы – родители [Текст] / М.А. Иванов. - М.: Сов. Россия, 1986. - 224с.
Игошев, К.Е. Семья, дети, школа [Текст] / КЕ. Егошев. - М.: Юрид. лит., 1989. – 448 с.
Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя [Текст]: учеб. пособие для вузов / И.Ф. Исаев. - М.: Академия, 2002. – 208 с.
Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]: учебник для сред. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2000. – 232 с.
Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение [Текст] / П.Ф. Лесгафт. - М.: Педагогика, 1991. – 176 с.
Маслова, Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. Часть 1 [Текст] / Н.Ф. Маслова. - Орел, 1994.
Мудрик, А.В. Социализация и воспитание [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: Сентябрь, 1997. - 96 с. Б-ка журн. "Директор школы".
Николаева, Л.П. Уроки профилактики наркомании в школе [Текст]: пособие для учителя / Л.П. Николаева. - М., Воронеж: МОДЭК. – 2000. - 64с. Б-ка психолога.
Нилл, А. Саммерхилл. Воспитание свободой [Текст] / Пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 2000. - 296 с.
Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.:ТЦ Сфера, 2002. - 480с.
Огородников, А.А. Содержание и методика воспитательной работы в группе продленного дня [Текст]: учеб. пособие для пед. училищ / А.А. Огородников. - М.: Просвещение, 1988. – 208 с.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. [Текст] / Отв. ред.: Э.Д. Днепров. – М., 1989. – 480 с.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX-начало ХХ вв. [Текст] - М., 1991.
Рабочая книга социального педагога [Текст] / Авторы-составители: Е.А. Романова, А.Б. Малюшкин. - М.: ТЦ Сфера, 2002. – 144 с.
Селевко, Г.К. Социально-воспитательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко, А.Г. Селевко // Школьные технологии. – № 3. – 2002. – М.: Народное образование. – 176 с.
Слуцкий, В.И. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека: Кн. для учителя: - М.: Просвещение, 1992. - 159 с.
Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования [Текст] - Свердловск, 1989.
Теория и методика социальной работы. Вып. 1. [Текст] / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М., 1996.
Теория и методика социальной работы. Часть 1 [Текст] / Под ред. П.Д. Павленок. - М., 1993.
Филонов, Г.Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции [Текст] / Г.Н. Филонов // Педагогика. - 1994. - № 6.
Хажилина, И.И. Профилактика наркомании. Модели, тренинги, сценарии [Текст] / И.И. Хажилина. - М.: Изд-во Ин-та, 2002. – 228 с. - Советы психолога.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики [Текст]: учебное пособие для студентов педвузов / Сост.: А.И. Пискунов. – М., 1981. – 528 с.
Хрестоматия по истории школы и педагогики в России [Текст] / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Просвещение, 1974. – 527 с.
Хрестоматия по педагогике [Текст] / Под ред. З.И. Равкина. – М.: Просвещение, 1976. – 432 с.
2.2. Электронные дидактические материалы
Арутюнян, А.Ю. Социальная педагогика [Эл ресурс]: электронное учебное пособие по части курса // ЭОР. MOODLE.
Арутюнян, А.Ю. Социальная педагогика [Эл. ресурс]: электронный вариант курса лекций.
Королева, Т. Молодежные субкультуры [Эл. ресурс]: презентация.
3. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
3.1. Рейтинг-контроль
3.1.1. Технологическая карта дисциплины
Наименование дисциплины/курса | Уровень/ступень образования (бакалавриат, магистратура)
| Статус дисциплины в рабочем учебном плане (А, В, С) | Количество зачетных единиц/кредитов |
Социальная педагогика | Специалист | А | кредита (ЗЕТ) |
Смежные дисциплины по учебному плану | |||
Предшествующие: общие основы педагогики, история образования и педагогической мысли, теория и методика воспитания, теория обучения, нормативно-правовое обеспечение образования, педагогические технологии, педагогический практикум | |||
Последующие: управление образовательными системами | |||
|
Входной МОДУЛЬ (проверка «остаточных» знаний по ранее изученным смежным дисциплинам) | |||
| Форма работы* | Количество баллов 5 % | |
min | max | ||
| Тестирование | 0 | 5 |
Итого | 0 | 5 |
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 1 | ||||||||
| Форма работы* | Количество баллов 25 % | ||||||
min | max | |||||||
Текущая работа | Работа на лекции |
| 2 | |||||
| Творческое задание |
| 3 | |||||
| Конспекты первоисточников |
| 3 | |||||
| Ведение терминол. словаря |
| 2 | |||||
| Составление тестов и вопросов-суждений |
| 2 | |||||
| Индивидуальное домашнее задание |
| 3 | |||||
| Письменная работа (аудиторная) |
| 4 | |||||
Промежуточный рейтинг-контроль | Тестирование | 3 | 6 | |||||
Итого | 20 | 25 | ||||||
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 2 | ||||||||
| Форма работы* | Количество баллов 25 % | ||||||
min | Max | |||||||
|
|
|
| |||||
Текущая работа | Конспекты первоисточников |
| 3 | |||||
| Ведение терминол. словаря |
| 2 | |||||
| Работа-проект на семинаре (работа в группах) |
| 2 | |||||
| Подготовка доклада (реферата) |
| 1 | |||||
| Выступление с докладом (рефератом) или по вопросу семинара |
| 3 | |||||
| Составление тестов и вопросов-суждений |
| 2 | |||||
| Индивидуальное домашнее задание |
| 2 | |||||
| Письменная работа (аудиторная) |
| 4 | |||||
Промежуточный рейтинг-контроль | Тестирование | 3 | 6 | |||||
Итого | 25 | 25 | ||||||
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 3 |
| |||||||
| Форма работы* | Количество баллов 25 % |
| |||||
min | Max |
| ||||||
Текущая работа | Конспекты первоисточников |
| 3 |
| ||||
| Ведение терминол. словаря |
| 2 |
| ||||
| Работа-проект на семинаре (работа в группах) |
| 2 |
| ||||
| Подготовка доклада (реферата) |
| 1 |
| ||||
| Выступление с докладом (рефератом) или по вопросу семинара |
| 3 |
| ||||
| Составление тестов и вопросов-суждений |
| 2 |
| ||||
| Индивидуальное домашнее задание |
| 2 |
| ||||
| Письменная работа (аудиторная) |
| 4 |
| ||||
Промежуточный рейтинг-контроль | Тестирование | 3 | 6 |
| ||||
Итого | 25 | 25 |
|
Итоговый модуль | |||
Содержание | Форма работы* | Количество баллов 20 % | |
min | Max | ||
| Тестирование | 10 | 20 |
Итого | 10 | 20 |
- Педагогика
- Оглавление
- Пояснительная записка
- 1. Организационно-нормативная документация
- 1.1. Учебная программа
- 1.1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.1.2. Содержание дисциплины опд.Ф. 02 Педагогика дпп.Ф.18. «Социальная педагогика»
- Опд.Ф. 02 Педагогика «Социальная педагогика»
- 1.1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 1.1.4. Учебно-методическая карта дисциплины __ф__│__р__│__в____Социальная педагогика 74 часа для студентов образовательной профессиональной программы
- 031000 «Педагогика и психология» (050706.65)
- По очной форме
- 1.1.5. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине __ф__│__р__│__в____Социальная педагогика 30 часов для студентов образовательной профессиональной программы
- 031000 «Педагогика и психология» (050706.65)
- 1.1.6. Карта согласования рабочей программы дисциплины цикла опд.Ф. 02 Педагогика «Социальная педагогика»
- 1.1.7. Карта обеспечения дисциплины учебными материалами дисциплины __ф__│__р__│__в____ Социальная педагогика для студентов образовательной профессиональной программы
- 033200.00 «Педагогика и психология»
- 1.1.8. Карта обеспечения дисциплины оборудованием дисциплины __ф__│__р__│__в____ Социальная педагогика 74 часа для студентов образовательной профессиональной программы
- 033200.00 «Педагогика и психология)»
- 2. Дидактические материалы (средства обучения)
- 2.1. Печатные дидактические материалы Обязательная литература
- Дополнительная литература
- Рейтинговая книжка студента
- Формы рейтингового оценивания:
- 3.2. Контрольно-измерительные материалы
- 3.2.1. Текущий контроль
- 1. Социально-правовая функция социальной педагогики означает:
- 2. Установите соответствие между основанием классификации и видом социальной технологии:
- 3.2.2. Итоговый контроль
- 3.2.3. Вопросы к зачету (экзамену)
- 1. Теория социальной педагогики
- 1. Социально-правовая функция социальной педагогики означает:
- 2. Воспитательная функция социальной педагогики означает:
- 3. Социализация личности - это:
- 4. Система институтов социального воспитания не включает:
- 5. Гуманизм социального воспитания состоит в том, чтобы:
- 2. Человек в процессе социализации
- 18. Установите соответствие:
- 19. Установите соответствие:
- 3. Защита детства и социальная педагогика в истории России
- 4. Работа социального педагога в современных условиях
- 45. Защитно-охранная функция деятельности социального педагога не включает:
- 46. Дифференциация обучения – это:
- 51. Источники информации для установления социального диагноза*:
- 53. Социальный диагноз — это:
- 54. Диагностически значимые признаки социально-педагогической запущенности*:
- 55. Формы девиантного поведения*:
- 4. Методические рекомендации
- 4.1. Методические рекомендации для студентов Тематика лекционных занятий (44 часа)
- Вопросы, рассматриваемые на лекционных занятиях
- Раздел 1. Тема 1. Социальная педагогика как предмет (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 2. Социализация как социально-педагогическое явление (4 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 3. Социальное воспитание: сущность, принципы, взаимодействие, институты социального воспитания (4 часа)
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Раздел 3.
- Тема 1. Защита детства и социальная педагогика в истории России с древнейших времен до конца 18 века (2 часа).
- Вопросы и задания
- Тема 2. Государственная политика защиты детей-сирот в 19-начале 20 вв. (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 3. Государственная политика защиты детей в годы советской власти (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 4. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов 80-90-х годов 20 в. (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 5. Практика социального воспитания в начале XX века. Педагогика среды с.Т. Шацкого (2 часа)
- Вопросы и задания
- Раздел 4.
- Тема 1. Защита детей в современных условиях (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 2. Общая классификация и назначение технологий и методов в социальной работе с детьми, подростками и молодежью (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 3. Социальный педагог: профессионализм и практика работы (4 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 4. Самоменеджмент социального педагога (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 5. Сущность и особенности социально-педагогической диагностики (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 6. Исследование социальной ситуации развития детей и подростков (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тематика семинарских занятий (30 часов)
- Теоретические вопросы и практические задания к семинарам
- 1. Социальное воспитание в контексте социализации (2 часа)
- 2. Социальное воспитание в странах Европы и сша (2 часа)
- 3. Опыт социального воспитания личности в коллективе (2 часа)
- 4. Человек в процессе социализации.
- 5. Работа социального педагога с семьей (2 часа)
- 4.2. Словарь терминов
- 4.3. Методические рекомендации для преподавателей
- 4.4. Тезисы лекций и материалы для самостоятельной подготовки
- Раздел 1.
- Тема 1. Социальная педагогика как предмет (2 часа)
- 1. Объект, предмет, задачи и функции социальной педагогики.
- 2. Термины социальной педагогики
- 3. Межпредметные связи
- 4. Социальная педагогика как часть социальной философии
- Тема 2. Социализация как социально-педагогическое явление (4 часа)
- 1. Сущность, компоненты, этапы социализации.
- 2. Факторы, агенты и средства социализации
- 3. Механизмы социализации
- Тема 3. Социальное воспитание: сущность, принципы, взаимодействие, институты социального воспитания (4 часа)
- 1. Сущность социального воспитания
- 2. Принципы социального воспитания
- 2. Принцип природосообразности.
- 4. Принцип вариативности социального воспитания (или социальной ответственности).
- 3. Взаимодействие в социальном воспитании
- 4. Институты социального воспитания
- Раздел 2.
- Тема 1. Человек в процессе социализации. Личность ребенка, его развитие, зависимость от среды (4 часа)
- 1. Человек как объект и субъект социализации
- 2. Человек как жертва процесса социализации
- 3. Понятие «личность»: характерные черты, развитие, формирование
- Тема 2. Современная семья: типы, этапы, функции (4 часа)
- 1. Семья как социальная ячейка общества
- 2. Типы семей
- Этапы, функции семьи
- Тема 3. Отношения в семье, семейное воспитание (2 часа)
- 1. Семейное воспитание
- 2. Отношения в семье
- 3. Причины конфликтов в семье
- Раздел 3.
- Тема 1. Защита детства и социальная педагогика в истории России с древнейших времен до конца 18 века (2 часа)
- 1. Забота о детях-сиротах у славян
- 2. Литературные памятники Руси о социальных проблемах
- 3. Государственная политика защиты детства в хviii веке
- Тема 2. Государственная политика защиты детей-сирот в 19-начале 20 вв. (2 часа)
- 1. Ведомство учреждений императрицы Марии
- 2. Сиротские институты
- 3. Детские приюты
- 4. В.Ф. Одоевский о воспитании в приютах
- 5. Благотворительные учреждения
- Тема 3. Практика социального воспитания в начале XX века. Педагогика среды с.Т. Шацкого (2 часа)
- 1. Детские летние колонии, классы для отстающих детей
- 2. Детские объединения
- 4. Педагогика среды с.Т. Шацкого
- Тема 4. Государственная политика защиты детей в годы советской власти (2 часа)
- 1. Политика советского правительства защиты сирот после 1917 г.
- 2. Детские дома, коммуны, колонии, опекунство
- 3. Забота о сиротах в годы Великой Отечественной войны
- 4. Послевоенная социальная политика
- 5. Забота о детях-сиротах и организация детского досуга
- Тема 5. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов 80-90-х годов 20 в. (2 часа)
- Понятие сотрудничества в социальной педагогике м.П. Щетинина, т.И. Гончаровой, е.Н. Ильина, в.Ф. Шаталова, в.Н. Дубинина
- 2. Опыт и.П. Волкова «учить творчеству»
- Раздел 4.
- Тема 1. Защита детей в современных условиях (2 часа)
- 1. Нормативно-правовая база профессиональной деятельности социального педагога в системе образования
- 2. Основные положения Конвенции оон «о правах ребенка», Закона рф «Об основных гарантиях прав ребенка в рф»
- Часть I.
- Часть II.
- Часть III.
- 3. Опыт защиты детей
- Тема 2. Общая классификация и назначение технологий и методов в социальной работе с детьми, подростками и молодежью (2 часа)
- 1. Понятие технологии. Педагогическая технология. Социальная технология
- 2. Классификация социальных технологий
- 3. Основные методы в работе социального педагога Методы социальной работы
- Психологические методы
- Педагогические методы
- Социально-педагогические методы
- Темы 3-4. Социальный педагог: профессионализм и практика работы (4 часа) Самоменеджмент социального педагога (2 часа)
- 1. Роль социального педагога в системе образования, его профессиональные качества, должные инструкции
- 2. Функции в деятельности социального педагога
- 3. Должностные обязанности социального педагога
- 4. Самоменеджмент социального педагога
- 5. Содержание и алгоритм профессионального самовоспитания социального педагога
- Раздел 4.
- Тема 5. Сущность и особенности социально-педагогической диагностики (2 часа)
- 1. Медицинская диагностика
- 2. Психологическая диагностика
- 3. Социальная диагностика
- 4. Педагогическая и социально-педагогическая диагностика
- Тема 6. Исследование социальной ситуации развития детей и подростков (2 часа)
- 1. Социальная ситуация развития детей и подростков
- 2. Диагностика социально-педагогической запущенности детей
- 3. Комплексная психолого-педагогическая диагностика
- Педагогика
- Анна Юрьевна Арутюнян