logo
Sotsialnaya_pedagogika

3. Механизмы социализации

Выделим несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и использовать в процессе воспитания человека на всех возрастных этапах.

I. К психологическим и социально-психологическим механизмам социализации можно отнести следующие:

1. Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.

Происходит преимущественно в младенческом возрасте? Однако может наблюдаться и на более поздних возрастных этапах – запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.).

2. Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

3. Подражание – следование какому-либо примеру, образцу.

Подражание в данном случае – один из путей – непроизвольного, реже - произвольного усвоения человеком социального опыта.

4. Идентификация – отождествление – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другими человеком, группой, образцом.

5. Рефлексия – внутренний диалог, когда человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные семье, обществу сверстников, значимым лицам и др.

Рефлексия может представлять внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др.

Рефлексия помогает формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и самого себя.

II. К социально-педагогическим механизмам социализации отнесем:

1. Традиционный механизм. Стихийный, неуправляемый – усвоение норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, сложившихся в семье ближайшем окружении (соседи, приятели).

Действует этот механизм, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления и некритического восприятия господствующих стереотипов.

2. Институциональный механизм.

Действует в процессе взаимодействия человека с различными институтами общества и различными организациями (как специально созданными, так и попутно реализовывающими социализирующие функции.

В ходе взаимодействия с различными институтами и организациями, человек накапливает соответствующие знания и опыт социально одобряемого поведения, а также опыт имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполняемых социальных норм.

СМК как социальный институт влияют на социализацию человека как при помощи трансляции определенной информации, так и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач.

3. Стилизованный механизм. Действует в рамках определенной субкульуры.

Субкультура – комплекс морально-этических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Влияние субкультуры зависит от значимости ее представителей для человека.

4. Межличностный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно-значимыми для него лицами. Значимыми могут быть:

- родители, (в любом возрасте)

- уважаемый взрослый,

- друг-сверстник и. др.

Значимыми могут быть и носители субкультуры одновременно.

Влияние группы в целом и значимых лиц группы может быть неидентичным.

Литература:

  1. Андреева, И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений И.Н. Андреева. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176с.

  2. Бочарова, В.Г. Социальная педагогика [Текст]. - М., 1994.

  3. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика [Текст]: курс лекций: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 440 с.

  4. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2005.

  5. Никитина, Л.Е. Социальная педагогика [Текст] / Л.Е. Никитина – М.: Академический проект, 2003..

  6. Социальная педагогика [Текст]: курс лекций: учебное пособие для вузов / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 416 с.