logo
Sotsialnaya_pedagogika

3. Комплексная психолого-педагогическая диагностика

Комплексная психолого-педагогическая диагностикаэто углубленный и всесторонний анализ личности ребенка, направленный на выявление присущих ей положительных сторон и недостатков, их причин, а также на решение практических задач: гармонизацию развития личности и повышение эффективности целостного педагогического процесса. Такое понимание диагностики во-первых, означает не смешение диагностических функций педагогов и психологов, а их функциональное взаимодействие, во-вторых, обогащает взаимодополнением методов знание о ребенке, его микросоциуме и педагогическом процессе; в-третьих, опирается на положительное в личности ребенка; в-четвертых, вскрывает не только недостатки, но и их причины, в-пятых, имеет значение не только для повышения качества педагогического процесса, но и главного, чему он служит, — гармонизации развития личности ребенка. Наконец, следует отметить, что комплексная диагностика при правильной ее организации помогает оценивать уровень развития, обученности и воспитанности ребенка в зависимости от качества семейного воспитания и учебно-воспитательного процесса в детском саду и школе, характера личностного влияния воспитательного микросоциума.

Итогом комплексной психолого-педагогической диагностики должен стать психолого-педагогический диагноз, который отвечает на следующие вопросы:

Имеет ли место социально-педагогическая запущенность ребенка?

На что опереться в воспитательно-образовательной, профилактической и коррекционной работе с ребенком?

Что в ребенке не развито, подвержено деформации в силу социально-педагогической запущенности?

В чем возможности изменения социально-педагогической ситуации развития ребенка?

Кто и что должен делать?

Какими путями, средствами, методами?

Каков возможный результат (прогноз развития ребенка) при использовании методов профилактики и коррекции либо их отсутствии?

Предметом комплексной диагностики является постановка психолого-педагогического диагноза, который должен подтвердить либо опровергнуть наличие социально-педагогической запущенности, указать на деформации личности ребенка, вызванные этим состоянием, их причины, пути и способы профилактики и коррекции выявленных отклонений и недостатков. При этом терминам «недостатки», «дефекты», «отклонения», «деформации» придается смысл, далеко выходящий за рамки психопатологии и дефектологии. В частности, имеются в виду отклонения не только от нормы, но и принятого для данного ребенка стандарта (индивидуального оптимума).

Целью комплексной диагностики является раннее выявление признаков и проявлений социально-педагогической запущенности детей. Она выполняет следующие диагностические задачи: определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон, качеств и свойств личности ребенка, вызванных этим состоянием; выявление путей и способов их профилактики и коррекции, прогнозирование дальнейшего развития ребенка как субъекта общения, деятельности и самосознания; изучение эффективности проводимой работы в реальных изменениях личности ребенка и ситуации его развития.

Содержательными критериями диагностики в рассматриваемом случае должны стать:

а) отсутствие патологии развития,

б) неблагоприятная социально-педагогическая ситуация развития;

в) неадекватная, несоответствующая возрастным требованиям и индивидуальным возможностям активность ребенка как субъекта общения и деятельности;

г) неразвитость ребенка как субъекта самосознания;

д) общая средовая дезадаптация;

е) педагогическая трудность ребенка. Названные критерии выведены из сущностных характеристик социально-педагогической запущенности в детском возрасте и экспериментально подтвержденных имманентно присущих ей признаков и проявлений.

Методическими критериями комплексной диагностики запущенности в детском возрасте могут служить принципы построения ее методов, объективность, предупреждение предвзятости; выявление доминирующих тенденций, изучение явлений, состояний и процессов в развитии; диагностика целостной индивидуальности, единство изучения ребенка и социальной среды, необходимость, достаточность и взаимодополняемость используемых методов, единство диагностических и прогностических функций; валидность, надежность и корректность; сотрудничество с ребенком, его изучение в процессе деятельности и общения.

Диагностически значимые признаки социально-педагогической запущенности детей (у обеих возрастных групп):

а) нарушения образа «Я», выраженные в неадекватной самооценке и уровне притязаний;

б) низкий социальный статус, проявляющийся в неприятии сверстниками, отверженными родителями, и обструкции педагогов;

в) трудности и неспешность в деятельности (игровая, учебная и др.), связанные с дисгармониями развития социально-педагогического генеза;

г) неадекватное поведение в социальных ситуациях;

д) гиперсоциализированность и авторитарность педагогов и родителей.

У дошкольников:

а) неразвитость комплекса игровых способностей;

б) трудности в игровых отношениях со сверстниками,

в) невключенность в сюжетно-ролевые и творческие игры;

г) слабая готовность к обучению в школе;

д) семейная тревожность.

У младших школьников:

а) дисгармония мотивов учения;

б) низкая учебно-познавательная активность;

в) несформированиость основных учебных умений;

г) преобладание деловых отношений с учителем при неразвитости эмоционально личностного общения;

д) школьная тревожность.

Подавляющее большинство диагностических признаков связаны с характеристикой социально-педагогической ситуации ребенка, понимаемой нами как своеобразное сочетание внутренних и внешних условий, определяющих активность ребенка во взаимодействии с социальной микросредой и предметным миром.

Механизм комплексной диагностики состоит в ее многоэтапности, последовательности и непрерывности.

На I этапе проводится сканирование всех детей в дошкольных группах детского сада или начальных классах школы на предмет выделения детей группы риска. Одной из таких групп являются социально и педагогически запущенные дети. Этот этап отличается быстротой проведения. Здесь используется метод МЭДОС (метод экспресс-диагностики состояния запущенности). Прежде всего отделяются дети, отклонения в деятельности, общении и поведении которых не связаны с причинами социально-педагогического характера. На этом этапе ставится первичный педагогический диагноз: социально-педагогическая запущенность.

На II этапе группа социально и педагогически запущенных детей обследуется психологом, продолжается более углубленное (по выявленным признакам запущенности) педагогическое изучение детей. В итоге такого скрининга ставится психолого-педагогический диагноз, определяются задачи коррекционной работы с ребенком.

На III этапе проводится глубокая психолого-педагогическая диагностика воспитательного микросоциума ребенка, определяются прогноз его развития, задачи профилактической и коррекционной работы с воспитательным микросоциумом.

На IV этапе проводится диагностика эффективности профилактической и коррекционной работы в параметрах, характеризующих изменения в личности ребенка и социально-педагогической ситуации его развития.

Литература:

  1. Андреева, И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И.Н. Андреева. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.

  2. Бочарова, В.Г. Социальная педагогика [Текст] / В.Г. Бочарова. - М., 1994.

  3. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2005.

  4. Никитина, Л.Е. Социальная педагогика [Текст] / Л.Е. Никитина – М.: Академический проект, 2003.

  5. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 480 с.

  6. Социальная педагогика [Текст]: курс лекций: учебное пособие для вузов / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 416 с.

Учебно-методическое издание