logo
Sotsialnaya_pedagogika

4. Принцип вариативности социального воспитания (или социальной ответственности).

Принцип этот сформулирован в 20 веке А.Г. Асмоловым.

Суть этого принципа – в многообразии и мобильности потребностей и интересов как личности, так и общества.

Для реализации этого принципа необходимо:

- создание многообразных видов и типов воспитательных организаций, что позволяет удовлетворять различные интересы и потребности личности;

- дифференциация содержания, форм, методов социального воспитания применительно к видам и типам воспитательных организаций, половозрастным особенностям и возможностям воспитуемых, условиям и традициям муниципальных и региональных образований;

- построение региональных и муниципальных систем социального воспитания;

- создание локальных воспитательных систем.

5. Принцип коллективности воспитания.

Современная трактовка этого принципа в том, что социальное воспитание, осуществляемое в коллективах различного типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направляемых самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом – для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

6. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности.

Задача воспитания, согласно этому принципу – развитие личности.

Так, процесс социального воспитания, воспитательные организации и общности воспитуемых сегодня нами рассматриваются лишь как средства развития личности, ограничение приоритета которой возможно настолько, насколько это необходимо для обеспечения прав других личностей.

7. Принцип диалогичности социального воспитания.

Диалогичность социального воспитания не предполагает абсолютного равенства между воспитателем и воспитуемым. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей.

8. Принцип незавершимости социального воспитания.

Вытекает из мобильного характера социализированности, который свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе.

9. Принцип дополнительности.

Этот принцип сформулировал датский физик Нильс Бор. В педагогике этот принцип предложил использовать В.Д. Семенов для нахождения выхода за пределы ведомственного подхода к воспитанию человека.