logo
Sotsialnaya_pedagogika

4. В.Ф. Одоевский о воспитании в приютах

На протяжении 50 лет в XIX в. в практике сиротских приютов и воспитательных домов (1803-1869) применялось «Положение о детском приюте», разработанное Владимиром Федоровичем Одоевским.

Князя В.Ф.Одоевского, аристократа из рода Рюриковичей, почитали за писательский дар и энциклопедические знания; он был в центре прогрессивной части петербургского общества. Выступал за введение в России всеобщего образования, против привлечения иностранцев в качестве домашних учителей, так как, по его мнению, это вредит гражданскому воспитанию молодежи.

Посещая приюты для детей-сирот в 20-е гг., он ознакомился с их жизнью и работой воспитательниц. С середины 30-х гг. занимался благотворительной деятельностью, открытием приютов; тогда же разработал «Положение о детских приютах».

В «Положении» он обращает внимание организаторов приютов на то, что в приютах важно не только присматривать за детьми, но и заботиться об их воспитании, вырабатывать у них навыки дисциплины, опрятности, привычку трудиться; обучать воспитанников какому-либо ремеслу.

Одоевским были написаны две «Детские книжки для воскресных дней», которые стали пособием для воспитательниц сиротских приютов и воспитательных домов. В них давались педагогические рекомендации воспитательницам, сказки и небольшие рассказы для детского чтения; был включен и дидактический материал: карты, рисунки, чертежи.

Книги «Азбука для употребления в детских приютах. Таблицы складов», «Руководство для гувернанток», «Наука для наук. Книжки дедушки Иримея» были написаны Одоевским специально для воспитательниц приютов и воспитательных домов.

В «Антологии педагогической мысли России первой половины XIX в.» (М., 1987) помещена часть его статьи «Руководство для гувернанток». Хочу обратить внимание на главу «Разговоры с детьми», в которой Одоевский дает психологический анализ разговора с ребенком и самое главное — рассматривает этот процесс с позиций восприятия речи взрослых ребенком. Этот анализ представляет интерес не только для социального педагога, но и для любого социального работника.

«Искусство говорить с детьми, — пишет он, очень важно для успеха в воспитании. И все познания воспитательницы не принесут пользы, если она не умеет говорить тем языком, который и может быть внятен и убедителен для ребенка.

По мнению Одоевского, только на книгах ребенок ничему не научится. Нужны объяснения взрослых. Живое слово воздействует па умственное, эстетическое, нравственное и религиозное развитие ребенка эффективнее, чем простое чтение. Но разговоры с детьми требуют искусства. Не всякое слово, направленное на добро, так отзовется на ребенке.

Значит, пишет он, важно не только ЧТО, но и КАК нужно говорить с детьми. Важно видеть, КАК ребенок слушает, понимает ли он то, что Вы говорите. Речь ребенка и взрослого различна. Воспринимая речь взрослого, ребенок проходит несколько ступеней познания. В том-то и состоит искусство взрослого при разговоре с ребенком: суметь дать образ, сравнить, активизировать на процесс сравнения мысль ребенка, кратко изложить суть, ясно представить то, в чем убеждаешь ребенка. Кроме того, нужно следить, внимателен ли ребенок, мыслит ли он самостоятельно. В этом случае следует помочь ему словами: «Подумай!», тем самым направив мысли ребенка в нужное русло.