logo
Sotsialnaya_pedagogika

2. Отношения в семье

Авторитарный (властный) стиль отношений характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. То достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и наказаний.

При таком стиле воспитания взаимодействие между старшими и младшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходимости получить санкцию на какие-либо действия. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой – может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью, наиболее угрожая развитию личности ребенка.

Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.

Либеральный (попустительский), его еще называют игнорирующий, или пренебрегающий, стиль – проявляется в том, что взрослый стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность ребенка, практически устраняясь от воспитания, ограничиваясь формальным выполнением своих обязанностей.