logo
Sotsialnaya_pedagogika

1. Семейное воспитание

Семейное воспитание – более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.

Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются.

Личностные ресурсы определяются составом семьи, состоянием здоровья, характером уровнем, видом образования, индивидуальными увлечениями, вкусами, ценностями, уровнем притязаний.

Имеющиеся в семье личностные ресурсы могут в определенные периоды дополняться привлечением к воспитанию няни, репетиторов, домашних учителей, гувернеров. Цели воспитания в семье могут быть весьма различными по спектру, содержанию и по характеру.

Спектр целей семейного воспитания включает в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие, культивирование отдельных способностей (в каких-либо видах спорта, искусства, отрасли знания); подготовку к определенной профессии или сфере деятельности. По содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными на достижение конкретных результатов, или дополняться определенными духовно-ценностными составляющими. Характер целей семейного воспитания необязательно соответствует общественно одобряемым установкам.

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшим. В зависимости от меры его «жесткости-мягкости» стиль может быть определен как авторитарный, демократический, попустительский.