logo
Sotsialnaya_pedagogika

2. Детские дома, коммуны, колонии, опекунство

Из всех воспитательных учреждений, создаваемых детские дома в эти годы, главной формой призрения детей сирот являлись детские дома. Чаще всего они были смешанными, так как в них воспитывались малыши — дошкольники и ребята школьного возраста.

Созданные в первые годы советской власти детские дома размещались в хороших особняках, с большими наделами земли, с садами и огородами. В них существовали швейные, столярные, сапожные и переплетные мастерские. В детских домах обязательно были хор и духовой оркестр, клуб и библиотека.

В 1917 г. в детских домах воспитывалось 30 тыс. детей, в 1918 — 80 тыс., в 1919 — 125 тыс., в 1920 — 400 тыс., в 1922 г. — 540 тыс.

В феврале 1919 г. на первом Всероссийском съезде по охране детства обсуждались вопросы содержания воспитательной работы в детских домах, задачи воспитания нового коммунистического поколения.

На последующих Всероссийских съездах (втором в 1924 г., третьем в 1930 г.) обсуждались проблемы трудовой подготовки воспитанников детских домов, содержание воспитательной работы, направленной на подготовку выпускников к самостоятельной жизни. Правительство приняло постановление (1925) о трудоустройстве воспитанников детских домов. На третьем Всероссийской съезде — в мае 1930 г. — было принято решение о закреплении всех детских домов за заводами, предприятиями, колхозами, что укрепляло материальную базу детских домов и решало проблему трудоустройства воспитанников и устройства их жилья.