logo
Sotsialnaya_pedagogika

2. Сиротские институты

В 1834 году был создан Московский Александровский сиротский институт для детей обоего пола. В 1844 году воспитанники Московского воспитательного дома и Александровского сиротского института были выведены в созданный кадетский корпус, а Московский сиротский институт становится женским.

В 1937 году Гатчинский воспитательный дом преобразован в сиротский институт для обер-офицерский сирот (мальчиков), в котором одно время готовили домашних учителей. Класс для подготовки учителей был открыт в 1944 г. но через десять лет класс был ликвидирован, и в институте начали готовить канцелярских служащих и правоведов.

Работа Гатчинского сиротского института связана с именем Егора Осиповича Гугеля (1804-1841 гг.) – автора ряда учебных книг: «Чтения для умственного развития малолетних детей и обогащения их познаниями», «Руководства к умственным упражнениям при преподавании отечественного языка в 3-х курсах» и др., издателем «Педагогического журнала» (1833-1834). С 1830 г. он работал инспектором Гатчинского сиротского дома. В 1832 г. вместе с П.С. Гурьевым на свои средства они при Воспитательном институте открыли школу для малолетних. Это был специальный эксперимент организации дошкольного обучения и воспитания с целью его усовершенствования.

В Гатчинский сиротский институт поступали дети в возрасте от 4-5 до 12 лет. Они жили в небольших пансионах, которые содержали в своих частных домах женщины-благотворительницы. Отсюда дети шли в школу, где проводили время в играх и учебе. В 10 лет ребята поступали в институт, целью которого было готовить из детей-сирот будущих наставников.

Гугель был знаком с опытом приюта швейцарского педагога Г. Песталоцци и считал, что не все его методы воспитания следует перенимать слепо. В отечественном образовании он дает новое направление в начальном обучении, изменив методы преподавания отечественного языка и арифметики. Гугель выступил против популярного в то время метода взаимного обучения.