logo
Sotsialnaya_pedagogika

1. Роль социального педагога в системе образования, его профессиональные качества, должные инструкции

Социальный педагог — специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования и др.).

Социальный педагог — специалист, компетентный в вопросах оказания педагогической, психологической, психотерапевтической, социальной помощи людям, нуждающимся в этой помощи.

Социальный педагог:

Что главное в работе социального педагога? Чем она отличается от деятельности педагога школы, педагога-предметника и даже классного руководителя?

Учителю чаще приходится работать с классом, с группой, следовательно, его методы направлены на работу с коллективом. А социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребенком, а если с группой - то небольшой, если с семьей - то с каждой в отдельности.

Профессиональные знания социального педагога

Нормативно-правовая база деятельности (законы, подзаконные акты, постановления, распоряжения, инструкции, социально-правовые и социально-экономические основы деятельности социального педагога, системы учреждений, оказывающих помощь ребенку).

Теория и история социальной педагогики.

Возрастная психология, изучающая личность ребенка, его физическое, духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение.

Социология, изучающая объединения и группировки людей (семья, малая группа, школьный коллектив, коллектив сверстников и др.).

Методы социального управления и планирования профессиональной исследовательской деятельности.

Профессиональные умения социального педагога

Аналитические - теоретический анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на состояние и развитие ребенка; анализ состояния ребенка и окружающего его социума, вычленение проблемы ребенка, анализ совместной деятельности по устранению проблемы.

Прогностические - прогнозирование решения проблемы ребенка посредством вовлечения его в специально организованную социально-педагогическую деятельность с учетом возникшей проблемы. Социально-педагогическое прогнозирование опирается на знания сущности и логики социально-педагогического процесса, закономерностей возрастного и социального развития ребенка, характера его проблемы. Прогностические умения предполагают выдвижение цели деятельности, ее задач, отбор способов осуществления, предвидение результатов, учет возможных отклонений от намеченной цели, определение этапов, распределение времени, планирование совместной с ребенком деятельности.

Проективные – определение конкретного содержания деятельности, осуществление которой обеспечит планируемый результат. Они включают: перевод цели деятельности в конкретные задачи; учет специфики потребностно-мотивационной сферы детей; учет личных возможностей опыта и материальных условий; отбор содержания, методов и средств достижения поставленных задач; создание программы деятельности для конкретного ребенка.

Рефлексивные – самоанализ собственной деятельности социального педагога на каждом из ее этапов; осмысление ее положительных и отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на личность ребенка и решение его проблемы.

Коммуникативные – владение культурой межличностного общения и включающие: умение слушать и слышать ребенка; войти в ситуацию общения и установить контакт; выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы ребенка; создавать и развивать позитивные отношения; наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение ребенка.

Профессиональный статус – это должностное положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии, которые зафиксированы в должностных инструкциях и профессиональном кодексе. Статус социального педагога является отражением того положения, которое он занимает: административный социальный педагог (социальный педагог-методист), общинный социальный педагог, семейный социальный педагог, социальный педагог образовательного учреждения, специализированного центра или комплекса. Однако профессиональный статус не определяет авторитет и репутацию специалиста. Он формируется в процессе профессионально-личностных отношений и обусловлены личностными особенностями специалиста и результативностью его деятельности.

Права социального педагога

Представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти.

- Вести государственную или частную социальную практику при наличии сертификата по специальностям «Социальный педагог», «Социальный работник» или специального диплома.

- Собирать информацию, связанную с нуждами детей и взрослых, проводить социологические опросы и населения, диагностические обследования.

- Делать официальные запросы в общественные организации и государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем.

- Информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности.

- Вносить предложения на предприятия, в организации и учреждения, коммерческие структуры и общественные формирования о поощрении родителей, семей, добровольных помощников за социальные инициативы и активность.

- Вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, социальной работы, используя средства массовой информации.

- Возглавлять общественные движения граждан, направленные на решение конкретных социальных проблем по месту жительства, работы и учебы.

- Способствовать правовому регулированию взаимоотношений детских организаций, объединений с различными государственно-общественными структурами.

Ст. 55 Закона РФ «Об образовании» ставки заработной платы и должностные оклады социальным педагогам образовательных учреждений выплачиваются за 36 часовую неделю.

Режим работы социального педагога устанавливается руководителем учреждения и должен быть вариативный, гибкий, удобный для клиентов, приспособленный к конкретным условиям микросреды. Оплата труда – с 7 по 14 разряды согласно ЕТС РФ.

Профессиональные качества социального педагога

Эмпатия – умение видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как они, воспринимать их поступки с тех же позиций и в то же время иметь способность сказать другим о своем понимании и дать возможность подтвердить или опровергнуть эти представления другим.

Доброжелательность – способность демонстрировать свое отношение приязни, безусловно положительного отношения, симпатии, готовность поддержать другого человека.

Деликатность – вежливость, мягкость в обращении с другими людьми.

Аутентичность – способность быть естественным в отношениях с другими людьми, быть самим собой в контактах с окружающими.

Открытость – готовность открыть другим свой внутренний мир, быть искренним, уметь говорить о своих чувствах и мыслях, транслировать их собеседнику.

Конкретность – отказ от общих рассуждений, умение конкретно отвечать на вопросы.

Непосредственность – умение говорить и действовать в обстановке «здесь и сейчас», иметь четкое представление о человеке и его ситуации и демонстрировать это.

Коммуникабельность – интерес к другим людям, расположенность к общению с ними, легкость в общении.

Составляющие деятельности социального педагога

Социальный педагог должен быть хорошо профессионально подготовлен, т. е. должен обладать педагогическим мастерством. А педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, от его знаний и умений.

Личность педагога, ее влияние на детей огромно, и ее никогда не заменит педагогическая техника. Актуальны слова Л.Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем, если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель».

Итак, налицо 2 составляющие деятельности социального педагога:

- профессиональное педагогическое мастерство;

- педагогические технологии (приемы, умения, навыки влияния на воспитанников).

К тому же педагогу следует обращать внимание на:

- культуру речи – точное, доходчивое и наиболее уместное выражение мысли;

- технику речи – совокупность приемов дыхания, речевого голоса, дикции, доведенных до автоматизма. В этом нужно упражняться:

- элементы театральной педагогики (работа педагога близка к работе режиссера, творчеству актера, т. е. педагог должен уметь разрабатывать драматургию воздействия на детей. Опыт актера в этом пригодится);

- организационные способности – педагог должен уметь быстро принять решение, быстро организовать реабилитационную работу. Но главное – социальный педагог должен быть добрым, уметь убедить ребенка, что только он сам сможет изменить свою жизнь и выйти из кризиса. Организационная деятельность заключается в том, чтобы добиться от ребенка стремления встать на путь самовоспитания и самоорганизации. Социальный педагог часто сталкивается с горем, например, с горем потери родителей, отсюда – стрессы, тревожность, которые могут привести в серьезным заболеваниям, иногда – к патологии.

Главное – ребенок должен поверить социальному педагогу, иначе, он ничего не сможет для него сделать.