logo
Sotsialnaya_pedagogika

4.2. Словарь терминов

Адаптация – процесс и результат становления индивида в обществе, т. е. становление человека существом социальным.

Активность — мера взаимодействия человека с окружающим миром. Существует внешняя и внутренняя активность. Внутренняя — человек выполняет дело, в котором реализует себя, внешняя — выполняет дело, не интересное для него.

Аутентичность – способность быть естественным в отношениях с другими людьми, быть самим собой в контактах с окружающими.

Виктимогенность – обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и т. д.).

Виктимизация – процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.

Виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.

Виктимология – отрасль педагогики, которая исследует категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации; определяет направления социальной и педагогической помощи.

Социально-педагогическая виктимология – отрасль знания, входящая как составная часть в социальную педагогику, изучающая различные категории людей – реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации.

Воля — проявление личности в способности преодолевать трудности, препятствие, преграды на пути к цели.

Деликатность – вежливость, мягкость в обращении с другими людьми.

Диагностика

Медицинская диагностика — это процесс установления медицинского диагноза, т. е. заключения о характере и существе болезни пациента и ее обозначения на основе принятой классификации.

Педагогическая диагностика — это изучение личности учащегося и ученического коллектива в целях обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций.

Психологическая диагностика (психодиагностика) – измерение индивидуально-психологических свойств личности или других объектов, поддающихся психологическому анализу (группа, организация).

Социальная диагностика — комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.

Социально-педагогическая диагностикаспециально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.

Комплексная психолого-педагогическая диагностикаэто углубленный и всесторонний анализ личности ребенка, направленный на выявление присущих ей положительных сторон и недостатков, их причин, а также на решение практических задач: гармонизацию развития личности и повышение эффективности целостного педагогического процесса.

Доброжелательность – способность демонстрировать свое отношение приязни, безусловно положительного отношения, симпатии, готовность поддержать другого человека.

Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.

Индивидуальность — уникальные свойства данного человека, присущие только этому определенному человеку.

Коммуникабельность – интерес к другим людям, расположенность к общению с ними, легкость в общении.

Конкретность – отказ от общих рассуждений, умение конкретно отвечать на вопросы.

Конформист - человек, полностью адаптированный в обществе и не способный в какой-то мере противостоять ему.

Макрофакторы – (макро – большой) страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредованно двумя другими группами факторов).

Мегафакторы – (мега – очень большой, всеобщий) космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Медико-социальная помощь, направленная на уход за больными детьми и профилактику их здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей из семей группы риска.

Медицинская диагностика — это процесс установления медицинского диагноза, т.е. заключения о характере и существе болезни пациента и ее обозначения на основе принятой классификации.

Мезофакторы (мезо – средний, промежуточный) – условия социализации больших групп людей, выделяемых, например, по типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок), по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Микрофакторы – это факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют (семья, соседи, группы сверстников, работники образовательных и воспитательных учреждений, с которыми человек входит в контакт).

Направленность — тенденция в поведении человека, которая проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и делах.

Наследственностьэто физические, биологические свойства человека, родовые особенности его организма. Цвет кожи, глаз, форма волос, телосложения, особенности нервной системы и мышления.

Непосредственность – умение говорить и действовать в обстановке «здесь и сейчас», иметь четкое представление о человеке и его ситуации и демонстрировать это.

Обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности

Открытость – готовность открыть другим свой внутренний мир, быть искренним, уметь говорить о своих чувствах и мыслях, транслировать их собеседнику.

Разумность — способность ответственного предвидения результата действий, поступка.

Самоменеджмент – это использование испытанных методов в повседневной практике для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.

Самореализация - реализация человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений.

Самоутверждениедостижение человеком субъективной удовлетворенности результатом и (или) процессом самореализации.

Cоциализация - развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Социальная адаптация — система методов и приемов, имеющих целью оказание социальной поддержки людям в процессе их социализации или приспособления к новым социальным условиям, в связи с изменением социального статуса, жизненных утрат и неудач, а также неадаптированным личностям.

Социальная опека (патронаж) — особая форма государственной защиты прав личности, имущества недееспособных и других граждан в случаях, предусмотренных законом.

Социальная педагогика – это отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.

Социальная профилактика — совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие социально опасные и вредные отклонения в поведении.

Социальная работа – профессиональна деятельность по оказанию помощи человеку, группе, с тем, чтобы улучшить их социальное положение

Социальная реабилитация — процесс, направленный на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде. Как технология предполагает совокупность методов, направленных на реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, профессиональном, личностном уровнях в глазах общества.

Социальная среда это, во-первых – широкая социальная действительность, общество, государство; во-вторых – непосредственное окружение ребенка, влияющее на его формирование.

Социальная терапия — целенаправленный процесс практического воздействия государственных структур, общественных организаций и объединений, в том числе и религиозных, на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий. Она включает комплекс взаимосвязанных мер социально-экономического и организационно-воспитательного характера, способствующих нормализации поведения граждан.

Социальное воспитание – это процесс, помогающий человеку в целях его совершенствования, достижения успеха в определенной жизненной ситуации, умения ориентироваться в общественных отношениях (подробнее о соц. воспитании поговорим на следующей лекции).

Социальное консультированиетехнология оказания социальной помощи путем целенаправленного информационного воздействия на человека или малую группу по поводу их социализации, восстановления и оптимизации социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения

Социальное обеспечение — система оказания различных социальных услуг в рамках государственной системы материального обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи.

Социально-информационная помощь – деятельность, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной заботы, помощи, поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг.

Социально-педагогическая деятельность – социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.

Социально-педагогическая помощь – деятельность, направленная на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность, на обеспечение развития и воспитание детей в семьях группы риска.

Социально-правовая помощь – деятельность, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различным категориям детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам.

Социально-психологическая помощь – деятельность, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении.

Социально-психологический тренинг — это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы.

Социально-реабилитационная помощь, направленная на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей.

Социально-экономическая помощь, направленная на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детских домов.

Социальный диагноз (оценка) — это дифференцированное, индивидуализированное и точное определение проблем людей и условий, равно как и их взаимосвязи, не­обходимое для дифференцированной помощи.

Социальный контроль — механизм, с помощью которого реализуется совокупность процессов социально-экономического, административно-правового и организационно-воспитательного характера в социальной системе (общество, социальные группы и отдельно взятая личность).

Субкультура – комплекс морально-этических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Темперамент — психологическая индивидуальная способность человека. «Это характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности». Тем­перамент проявляется в эмоциональной возбудимости, особенно в детской возрасте. С возрастом эмоциональные проявления вместе с интеллектуальной деятельностью определяют характер человека.

Технология — это способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбора оптимальных средств и методов их выполнения.

Педагогическая технология — это процесс оптимизации обучения и воспитания путем анализа факторов, повышающих педагогическую эффективность, конструирования и применения методов и приемов, а также их оценки Педагогическая технология помогает обучать, воспитывать и развивать детей результативно.

Социальная технология — совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для решения различного рода социальных проблем и обеспечения социальной защиты населения.

Социально-медицинские технологии — совокупность приемов и методов воздействия, направленных на сохранение здоровья человека и формирование здорового образа жизни.

Социально-педагогические технологии — совокупность педагогических приемов и методов, целенаправленно действующих на сознание, поведение и деятельность человека как члена социума в процессе его социализации и адаптации в новых социальных условиях и в социально-ориентированных видах деятельности.

Социально-психологические технологии — это диагностические и коррекционные процедуры, объектом которых выступают социально-психологические явления, влияющие на поведение людей, включенных в различные социальные группы.

Характер формируется в результате социализации темперамента, как сложное психическое образование, которое состоит из многочисленных свойств личности. Характер проявляется в отношении человека к окружающим и самому себе. Они присущи только для этого человека. Так, настойчивость, чуткость, решительность, смелость, вежливость типичны для конкретного человека. Однако какая-то черта из них может быть ведущей, подчиняя себе остальные.

Целеустремленность — способность достижения назначенной цели.

Эмпатия – умение видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как они, воспринимать их поступки с тех же позиций и в то же время иметь способность сказать другим о своем понимании и дать возможность подтвердить или опровергнуть эти представления другим.