5. Благотворительные учреждения
Благотворительность в России в XIX веке осуществлялась не только за счет пожертвований обществ и частных лиц, но и за счет средств царской казны. К 1855 году в России было 365 учебных заведений, 40 лечебных, воспитательных домов и благотворительных приютов. Благотворительной деятельностью занимались Дамское попечительское общество, Попечительство о народной трезвости, Общество попечения об испорченных детях.
Многое для детей-сирот, детей из бедных семей во второй половине XIX века было сделано приходскими благотворительными организациями. Приходская благотворительность была направлена на не только на поддержание богаделен для престарелых, но и на содержание приютов для детей.
В приходских приютах дети получали питание, уход и обучение в школе. Приходские приюты были постоянные и дневные. В дневных дети были в основном из беднейших семей. Так, в Петербурге при 33 благотворительных организациях было 12 дневных с 640 детьми и 26 постоянных приютов, где воспитывались 846 детей.
Во всех приютах учили какому-нибудь ремеслу, что было подготовкой к будущей профессии. Установилась практика содержать в приюте детей до 14 лет, но она приводила к тому, что, попав в мастерские, выпускники особенно девочки, оказывались в тяжелых условиях постоянного ученичества и снова бежали в приют. Тогда благотворительные общества стали создавать при приютах мастерские, где воспитанники учились и работали еще 3-4 года.
Одно благотворительное общество создавало мастерскую по пошиву, другое — кулинарную школу, третье организовывало школу для нянек, куда приводили малюток и где учились уходу за детьми. Так, при Христорождественской церкви на Песках благотворительным братством был устроен ночной приют для сирот до 13 лет. Братство пристраивало этих ребят «в ремесла», а на ночь они возвращались в приют.
Распространившиеся во второй половине XIX в. ясли-приюты были городскими и сельскими. Некоторые городские ясли-приюты (например, Петербурга) были платными. Платили от 3 до 10 копеек за дневной приют и пропитание. В некоторых приютах было не только питание и гигиенический уход, но и обучение грамоте, знакомство с окружающим миром, явлениями природы; там же обучали рукоделию. Так, по этому принципу в Томской губернии был создан приют для детей арестантов.
Ясли-приюты для крестьянских детей пользовались особенным успехом в летнюю, страдную пору. Нередко община выделяла по 10 копеек на питание ребенка, и крестьяне сами доставляли в приют продукты. Кстати, в крестьянских богатых семьях было традиционным не только подавать милостыни, но и содержать какое-то время в семьях нищих.
В период развития земств, распространения деятельности благотворительных обществ в губерниях увеличивается число не только больниц, инвалидных домов и богаделен, но и сиротских и воспитательных домов. В тех губерниях, где земства активизировали свою благотворительную деятельность, число сиротских и воспитательных домов с 1861 по 1891 г. увеличивается почти в 2 раза.
В начале XX в. в развитии образования происходят существенные перемены, сказывается влияние демократического и революционного движения в стране. В воспитании и обучении первостепенными становятся гуманистическое, духовное и нравственное направления. Воспитание на примерах добра и творчества, обращение к вопросам самосовершенствования личности, воспитания и обучения в семье, реформирования системы образования.
В совершенствовании системы образования усиливается роль благоготворительного движения среди дворян, разночинной интеллигенции. Увеличивается число земских школ, создаются клубы, летние колонии отдыха детей, воспитательные дома свободного творчества для детей из малоимущих семей, где ставится задача нравственного и физического воспитания. Социальным воспитанием занимаются дворянские, христианские и женские попечительства. Социальная работа ведется по частной педагогической инициативе. Так, Московский и Петербургский комитеты грамотности и Всенародный союз учителей и деятелей народного образования становятся инициаторами открытия народных рабочих номов на окраинах; центров досуга, общего и нравственного образования народа; народных университетов для взрослых; бесплатных народных библиотек; городских и сельских народных театров.
«Это было стремление лучших просвещенных граждан мирно нести в общество свое посильное добро» (В.Я. Стоюнин).
Это был процесс социального воспитания, просвещения, образования широких масс народа.
В начале XX в. число благотворительных обществ и организаций в России, которые занимались благотворительной деятельности по призрению детей бедноты, постоянно росло. Созданные в I892 г. Московское и Петербургское общества попечения больных и бедных детей были не единичны. В 1892 г. Н.З. Стасовой было создано общество «Детская помощь».
В 1902 г. была попытка все созданные в крупных городах благотворительные общества объединить в единый «Союз детской помощи», но это объединение просуществовало недолго.
Одним из бедствий в России была детская смертность. В 1904 г. и стране был создан Союз для борьбы с детской смертностью. В пего входило свыше 600 человек, и в первый год существования пожертвования составили свыше 7 тыс. рублей. Союзом при городских амбулаториях выдавалось молоко, в ряде городов были открыты детские ясли, где воспитывали внебрачных детей. Среди населения Союзом было распространено «Обращение», призывавшее обратить внимание на надвигающуюся катастрофу, к которой могла привести детская смертность.
Одной из форм благотворительности было создание для детей бедноты народных детских садов на частные пожертвования и на средства из бюджета местных самоуправлений. В таких садах дети находились днем, по 6-8 часов; с группой из 40-50 человек работала одна воспитательница. Здесь следили за здоровьем детей, при необходимости лечили; играли и занимались с ними.
Для детей городской бедноты создавались летние детские площадки. Многие из таких были открыты Обществом физического образования П.Ф.Лесгафта. В Петербурге в 1894 г. такую площадку сделало Фребелевское общество, а летом 1895 г. оно же открыло летнюю детскую колонию, где ребят закаляли, знакомили с природой.
Частную помощь детям-сиротам, больным, детям из беднейших семей оказывали служители православной церкви. Так, митрополит Гавриил перед кончиной (1800) завещал все свое состояние передать на содержание бедных учеников Александро-Невской академии и Новгородской семинарии. В 1884 г. старец отец Амвросий в обители в Шамардине открыл школу для приходящих крестьянских детей. Протоиерей отец Иоанн Сергиев Кронштадтский (1829-1908), поняв, что раздача милостыни мало что дает для нищих и обездоленных, на благотворительные средства открывает «Дом трудолюбия» и при нем ночлежный дом, где были устроены и трудились бездомные дети.
Жена военного министра Милютина основала в 1892 г. женский монастырь, а при нем школу и приют.
Активная благотворительная деятельность земств в конце XIX в. была сосредоточена на создании воспитательных домов для подкидышей. В начале XX в. работа земств была направлена на создание смешанных яслей-приютов, где содержались дошкольники и школьники. Такие ясли-приюты были созданы земствами в Пермской, Воронежской, Нижегородской, Полтавской, Курской, Екатеринославской, Московской губерниях. В середине XIX в. проявлением социальной помощи в распространении просвещения среди народа явилось движение открытия воскресных школ для юношей и девушек из малоимущих семей.
Это был период «хождения в народ», период милосердной помощи со стороны интеллигенции, создания народных школ, хорошо оснащенных наглядными пособиями, программы которых были близки запросам крестьянской жизни. Такие школы ставили целью выпускать из своих стен хозяина, человека, способного вести культурное крестьянское хозяйство.
Создание земств усилило внимание общественности к народному образованию. Правительство увеличивает ассигнования на начальную школу, открываются учительские семинарии. После реформ, к 1894 г., в России было создано 13146 народных школ.
Открытие воскресных школ для молодежи из рабочей среды было социальным движением в России. Так, профессором Киевского университета П.В. Павловым была открыта воскресная школа в Киеве, Х.Д. Алчевской — в Харькове. Воскресные школы открывались по всей России. Обучение в них было бесплатным, без вознаграждения в них работали преподаватели университетов и гимназий, а также студенты.
Литература:
Андреева, И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И.Н. Андреева. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
Василькова, Ю.В. Социальная педагогика [Текст]: курс лекций: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 440 с.
Никитина, Л.Е. Социальная педагогика [Текст] / Л.Е. Никитина. – М.: Академический проект, 2003.
Социальная педагогика [Текст]: курс лекций: учебное пособие для вузов / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 416 с.
- Педагогика
- Оглавление
- Пояснительная записка
- 1. Организационно-нормативная документация
- 1.1. Учебная программа
- 1.1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.1.2. Содержание дисциплины опд.Ф. 02 Педагогика дпп.Ф.18. «Социальная педагогика»
- Опд.Ф. 02 Педагогика «Социальная педагогика»
- 1.1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 1.1.4. Учебно-методическая карта дисциплины __ф__│__р__│__в____Социальная педагогика 74 часа для студентов образовательной профессиональной программы
- 031000 «Педагогика и психология» (050706.65)
- По очной форме
- 1.1.5. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине __ф__│__р__│__в____Социальная педагогика 30 часов для студентов образовательной профессиональной программы
- 031000 «Педагогика и психология» (050706.65)
- 1.1.6. Карта согласования рабочей программы дисциплины цикла опд.Ф. 02 Педагогика «Социальная педагогика»
- 1.1.7. Карта обеспечения дисциплины учебными материалами дисциплины __ф__│__р__│__в____ Социальная педагогика для студентов образовательной профессиональной программы
- 033200.00 «Педагогика и психология»
- 1.1.8. Карта обеспечения дисциплины оборудованием дисциплины __ф__│__р__│__в____ Социальная педагогика 74 часа для студентов образовательной профессиональной программы
- 033200.00 «Педагогика и психология)»
- 2. Дидактические материалы (средства обучения)
- 2.1. Печатные дидактические материалы Обязательная литература
- Дополнительная литература
- Рейтинговая книжка студента
- Формы рейтингового оценивания:
- 3.2. Контрольно-измерительные материалы
- 3.2.1. Текущий контроль
- 1. Социально-правовая функция социальной педагогики означает:
- 2. Установите соответствие между основанием классификации и видом социальной технологии:
- 3.2.2. Итоговый контроль
- 3.2.3. Вопросы к зачету (экзамену)
- 1. Теория социальной педагогики
- 1. Социально-правовая функция социальной педагогики означает:
- 2. Воспитательная функция социальной педагогики означает:
- 3. Социализация личности - это:
- 4. Система институтов социального воспитания не включает:
- 5. Гуманизм социального воспитания состоит в том, чтобы:
- 2. Человек в процессе социализации
- 18. Установите соответствие:
- 19. Установите соответствие:
- 3. Защита детства и социальная педагогика в истории России
- 4. Работа социального педагога в современных условиях
- 45. Защитно-охранная функция деятельности социального педагога не включает:
- 46. Дифференциация обучения – это:
- 51. Источники информации для установления социального диагноза*:
- 53. Социальный диагноз — это:
- 54. Диагностически значимые признаки социально-педагогической запущенности*:
- 55. Формы девиантного поведения*:
- 4. Методические рекомендации
- 4.1. Методические рекомендации для студентов Тематика лекционных занятий (44 часа)
- Вопросы, рассматриваемые на лекционных занятиях
- Раздел 1. Тема 1. Социальная педагогика как предмет (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 2. Социализация как социально-педагогическое явление (4 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 3. Социальное воспитание: сущность, принципы, взаимодействие, институты социального воспитания (4 часа)
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Раздел 3.
- Тема 1. Защита детства и социальная педагогика в истории России с древнейших времен до конца 18 века (2 часа).
- Вопросы и задания
- Тема 2. Государственная политика защиты детей-сирот в 19-начале 20 вв. (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 3. Государственная политика защиты детей в годы советской власти (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 4. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов 80-90-х годов 20 в. (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 5. Практика социального воспитания в начале XX века. Педагогика среды с.Т. Шацкого (2 часа)
- Вопросы и задания
- Раздел 4.
- Тема 1. Защита детей в современных условиях (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 2. Общая классификация и назначение технологий и методов в социальной работе с детьми, подростками и молодежью (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 3. Социальный педагог: профессионализм и практика работы (4 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 4. Самоменеджмент социального педагога (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 5. Сущность и особенности социально-педагогической диагностики (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 6. Исследование социальной ситуации развития детей и подростков (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тематика семинарских занятий (30 часов)
- Теоретические вопросы и практические задания к семинарам
- 1. Социальное воспитание в контексте социализации (2 часа)
- 2. Социальное воспитание в странах Европы и сша (2 часа)
- 3. Опыт социального воспитания личности в коллективе (2 часа)
- 4. Человек в процессе социализации.
- 5. Работа социального педагога с семьей (2 часа)
- 4.2. Словарь терминов
- 4.3. Методические рекомендации для преподавателей
- 4.4. Тезисы лекций и материалы для самостоятельной подготовки
- Раздел 1.
- Тема 1. Социальная педагогика как предмет (2 часа)
- 1. Объект, предмет, задачи и функции социальной педагогики.
- 2. Термины социальной педагогики
- 3. Межпредметные связи
- 4. Социальная педагогика как часть социальной философии
- Тема 2. Социализация как социально-педагогическое явление (4 часа)
- 1. Сущность, компоненты, этапы социализации.
- 2. Факторы, агенты и средства социализации
- 3. Механизмы социализации
- Тема 3. Социальное воспитание: сущность, принципы, взаимодействие, институты социального воспитания (4 часа)
- 1. Сущность социального воспитания
- 2. Принципы социального воспитания
- 2. Принцип природосообразности.
- 4. Принцип вариативности социального воспитания (или социальной ответственности).
- 3. Взаимодействие в социальном воспитании
- 4. Институты социального воспитания
- Раздел 2.
- Тема 1. Человек в процессе социализации. Личность ребенка, его развитие, зависимость от среды (4 часа)
- 1. Человек как объект и субъект социализации
- 2. Человек как жертва процесса социализации
- 3. Понятие «личность»: характерные черты, развитие, формирование
- Тема 2. Современная семья: типы, этапы, функции (4 часа)
- 1. Семья как социальная ячейка общества
- 2. Типы семей
- Этапы, функции семьи
- Тема 3. Отношения в семье, семейное воспитание (2 часа)
- 1. Семейное воспитание
- 2. Отношения в семье
- 3. Причины конфликтов в семье
- Раздел 3.
- Тема 1. Защита детства и социальная педагогика в истории России с древнейших времен до конца 18 века (2 часа)
- 1. Забота о детях-сиротах у славян
- 2. Литературные памятники Руси о социальных проблемах
- 3. Государственная политика защиты детства в хviii веке
- Тема 2. Государственная политика защиты детей-сирот в 19-начале 20 вв. (2 часа)
- 1. Ведомство учреждений императрицы Марии
- 2. Сиротские институты
- 3. Детские приюты
- 4. В.Ф. Одоевский о воспитании в приютах
- 5. Благотворительные учреждения
- Тема 3. Практика социального воспитания в начале XX века. Педагогика среды с.Т. Шацкого (2 часа)
- 1. Детские летние колонии, классы для отстающих детей
- 2. Детские объединения
- 4. Педагогика среды с.Т. Шацкого
- Тема 4. Государственная политика защиты детей в годы советской власти (2 часа)
- 1. Политика советского правительства защиты сирот после 1917 г.
- 2. Детские дома, коммуны, колонии, опекунство
- 3. Забота о сиротах в годы Великой Отечественной войны
- 4. Послевоенная социальная политика
- 5. Забота о детях-сиротах и организация детского досуга
- Тема 5. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов 80-90-х годов 20 в. (2 часа)
- Понятие сотрудничества в социальной педагогике м.П. Щетинина, т.И. Гончаровой, е.Н. Ильина, в.Ф. Шаталова, в.Н. Дубинина
- 2. Опыт и.П. Волкова «учить творчеству»
- Раздел 4.
- Тема 1. Защита детей в современных условиях (2 часа)
- 1. Нормативно-правовая база профессиональной деятельности социального педагога в системе образования
- 2. Основные положения Конвенции оон «о правах ребенка», Закона рф «Об основных гарантиях прав ребенка в рф»
- Часть I.
- Часть II.
- Часть III.
- 3. Опыт защиты детей
- Тема 2. Общая классификация и назначение технологий и методов в социальной работе с детьми, подростками и молодежью (2 часа)
- 1. Понятие технологии. Педагогическая технология. Социальная технология
- 2. Классификация социальных технологий
- 3. Основные методы в работе социального педагога Методы социальной работы
- Психологические методы
- Педагогические методы
- Социально-педагогические методы
- Темы 3-4. Социальный педагог: профессионализм и практика работы (4 часа) Самоменеджмент социального педагога (2 часа)
- 1. Роль социального педагога в системе образования, его профессиональные качества, должные инструкции
- 2. Функции в деятельности социального педагога
- 3. Должностные обязанности социального педагога
- 4. Самоменеджмент социального педагога
- 5. Содержание и алгоритм профессионального самовоспитания социального педагога
- Раздел 4.
- Тема 5. Сущность и особенности социально-педагогической диагностики (2 часа)
- 1. Медицинская диагностика
- 2. Психологическая диагностика
- 3. Социальная диагностика
- 4. Педагогическая и социально-педагогическая диагностика
- Тема 6. Исследование социальной ситуации развития детей и подростков (2 часа)
- 1. Социальная ситуация развития детей и подростков
- 2. Диагностика социально-педагогической запущенности детей
- 3. Комплексная психолого-педагогическая диагностика
- Педагогика
- Анна Юрьевна Арутюнян